Характеристика игровой деятельности и определение ее мотивов у детей
Специфика формирования социального поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью должна включать в сферу педагогического воздействия, прежде всего, эмоции ребенка, развивать и обогащать их. В процессе воспитания происходит сенсорное развитие такой личности, усложняются, дифференцируются эмоциональные переживания, обогащается словарный запас, расширяются знания об окружающем мире. Создание вокруг детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью атмосферы доброжелательности вызывает у них чувство удовлетворения своим поведением, располагает к общению и активности.
Проводя коррекционно-воспитательную работу с детьми с умеренной или тяжелой умственной отсталостью нужно принимать во внимание и их ведущую деятельность, которой в данном случае выступает игра. Она является лучшим средством организации коллектива этих воспитанников, их физического и психического развития.
Игра создает условия для опоры в коррекционно-воспитательной работе на их эмоционально-волевую сферу, которая у них больше сохранена по сравнению с интеллектуальной. Положительные эмоции, которые вызывает игровая деятельность являются не только основой для установления непосредственного контакта с этими детьми, но и одним из важнейших средств воспитания у них социального поведения. Научить их играть - значит не только заполнить их свободное время определенной деятельностью. Если с помощью эмоционально организованных игр удается сформировать и развить у них умение воспроизводить деятельность взрослых, воспитать мотив, который бы побуждал их к игре и потребность в соблюдении ее правил - это определенная коррекция личности таких индивидов.
Будучи средством познания окружающего мира, игра одновременно активизирует у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью различные мыслительные процессы. Они приучаются запоминать и понимать игровые действия и правила. В процессе игры активизируется деятельность анализаторных систем, развивается мышление и речь. Правильно организованная игра вызывает у них интерес, воспитывает такие черты характера как волю, дисциплинированность, честность, чувство товарищества.
Эмоционально организованная игра носит моделирующий характер, ведь воспитанники, проигрывая тот или иной сюжет, воспроизводят отношения взрослых, их поведение в тех или иных ситуациях. Примеряя на себя роль, дети постепенно начинают выделять правила как центральные элементы игры. Научившись подчинять им свои эмоции во время игры, воспитанникам с данным отклонением легче становится подчиняться определенным нормам поведения, которые ставят перед ними окружающие. Игра становится школой нравственного поведения, поскольку в ней всегда норма морали, которая начинает доминировать над эмоцией.
Воспитание - это целенаправленный, специально организованный процесс, который является доминирующим в системе факторов, детерминирующих нравственное развитие личности. При формировании социального поведения детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью необходимо учитывать, что система воспитательной работы основана на активности педагога как проводника в детский коллектив норм и правил. Он является организатором саморазвития личности, с его помощью внешние требования превращаются во внутренние мотивы поведения субъекта.
Воспитание норм и правил у лиц с умеренной или тяжелой умственной отсталостью проходит в активном взаимодействии взрослых и детей. Причем, в отношениях со взрослыми эти воспитанники выступают только с позиции объекта воздействия. Также в коррекционно-воспитательной работе с данной категорией детей учитывается и то, что педагог может стать для них единственным проводником нравственных норм. От него зависит степень их усвоения и знаний.
Если воспитатель пользуется в организации поведения воспитанников различными видами внешней регуляции (чаще угрозы, наказания, немотивированная оценка любого поступка и т.п.), то именно этим он тормозит даже минимальную активность детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, развивает в них апатичность, безынициативность. Навыки и привычки социального поведения, которые усваиваются ими в таких условиях, приобретают внутреннюю побудительную силу и довольно быстро забываются. Включение детей в различные виды деятельности не создает оптимальные условия для развития у них знаний о морали. Персональные отношения также не дают им возможности овладеть определенными нормами, ведь в этом случае отсутствует верное объяснение и образец поведения. Деятельность данной категории детей и их общение со сверстниками должны быть организованы педагогом. В этом случае они получают реальную возможность проявить свою нравственную активность, имея при этом постороннюю поддержку, что очень важно. В некоторой степени могут обобщить и актуализировать свои знания, использовать свой нравственный опыт. Постепенно влияние педагога на детей должно уменьшаться, но исключать его полностью нельзя. Внутренние мотивы не выполняют у данной категории детей регулирующей функции.
В исследовании основное внимание уделяется проверке эффективности специально разработанных эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций на формирование у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью социального поведения. Организация таких мероприятий, в ходе которых сочетается реальное поведение в практической деятельности, подкрепленное эмоционально, будет способствовать лучшему усвоению правил и преобразованию навыков в устойчивые привычки поведения.
В ходе экспериментального исследования ставились и решались следующие задачи:
- Смоделировать эмоционально-обогащенные воспитательные ситуации, которые бы способствовали развитию у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью социального поведения.
- Описать этапы формирования нравственных норм.
- Определить особенности усвоения правил социального поведения.
В процессе исследования прогнозировалось, что:
- использование во время воспитательной работы различных анализаторных систем детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью в сочетании с эмоциональным подкреплением улучшает усвоение ими норм и правил социального поведения;
- сформированные навыки и привычки становятся более устойчивыми, если закреплены в реальных общественных ситуациях.
Для проведения исследования влияния эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций на формирование социального поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью была разработана модель формирующего эксперимента, которая имела схему:
- выявление особенностей социального поведения детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью во время игры;
- формирование социального поведения путем использования эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций, организованных в процессе игры. Перед игрой проводилась беседа, в которой объяснения моральных норм обязательно подкрепляется наглядностью. После игры моральные нормы закрепляются практической деятельностью детей непосредственно в социальной среде;
- повторное проведение игры и наблюдение за поведением воспитанников. Сравнение показателей уровня соблюдения правил до и после формирующего эксперимента.
В построении воспитательного процесса важно учитывать, что очень редко удается достичь необходимого эффекта на детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, используя речь. Не всегда объяснения сути определенного нравственного поступка вызывает у них готовность действовать определенным образом. Они сосредоточены на речи педагога, выслушивают его указания и пытаются их выполнить только в тех случаях, когда эти требования направлены непосредственно на отдельного ребенка. Инструкции, которые даются всем детям, коллективу, такие воспитанники не выслушивают и некоторые из них понимают, только если содержание материала привычное и уже хорошо им знакомо. Таким образом, в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими умеренную или тяжелую умственную отсталость возникает потребность повышения регулирующей функции речи педагога. Средством ее повышения выступают, в частности, наглядные опоры, которые должны использоваться в связи со словом. Эта закономерность требует кроме разъяснения, демонстрации тех или иных способов нравственного поведения. Одновременное использование педагогом показа и объяснения помогает образованию в коре головного мозга новых нервных связей, что положительно влияет на развитие личности в целом.
Не всегда полезные навыки вырабатываются у детей в процессе выполнения заданий, предложенных им в форме инструкции и показа. Большинство привычек социального поведения приобретается ими путем подражания поведению взрослых. При этом игровая и трудовая деятельность неразрывны. Таким образом, используя эмоционально-обогащенные воспитательные ситуации, облегчается не только усвоение ими навыков социального поведения, но и формируется переход от одного вида ведущей деятельности к другому.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)