Формирование у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью социального поведения
Проведя исследования практически-деятельностного и коммуникативного поведения детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью можно выделить среди них три группы воспитанников: эмоционально-лабильные, пассивно-индифферентные и агрессивно-возбудимые.
Эмоционально-лабильные - это дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, у которых лучше сбалансированы внутренние процессы регуляции поведения. У них в определенной степени сохранена речевая функция, мотивационная сфера и познавательные потребности. В сочетании с умением подчиняться внешним воздействиям они лучше усваивают нормы и правила социального поведения в процессе коррекционно-воспитательной работы и больше, по сравнению с другими детьми, осознают потребность в ней.
Пассивно-индифферентные - это дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, в психической деятельности которых торможение преобладает над возбуждением. У них недостаточно развита речь, низкие побудительные мотивы к деятельности в сочетании с низкой направленностью на сотрудничество со взрослыми. Они плохо и медленно включаются в процесс обучения. Вербальная инструкция не является достаточным стимулом для их активизации. Такие особенности интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер приводят к плохому усвоению ими норм и правил социального поведения.
Агрессивно-возбудимые - это дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, психическая деятельность которых характеризуется неуравновешенностью, что способствует проявлению у них аффективных вспышек. Коррекционно-воспитательная работа вызывает у этой категории детей внутренний конфликт, который трудно решать. Сформированные навыки и привычки из-за неумения затормозить свои эмоции не используются ими в нужный момент. Наряду с несформированностью потребности в совместной деятельности это приводит к медленному усвоению норм и правил социального поведения.
Характеристика игровой деятельности и определение ее мотивов у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью в качестве основы для формирования навыков социального поведения.
- Теоретико-практические подходы к формированию социального поведения через использование эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций.
- Особенности использования эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций в процессе формирования норм и правил социального поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью.
Задания для самопроверки
- Как мотивация влияет на формирование социального поведения детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью?
- Какое значение игры в работе с детьми с умеренной или тяжелой умственной отсталостью по формированию социального поведения?
- Какие принципы учитываются при подборе эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций?
- Как влияют на поведение детей эмоционально-обогащенные воспитательные ситуации?
- Какие преимущества использования эмоционально-обогащенных воспитательных ситуаций в процессе формирования социального поведения детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)