Коммуникативное поведение
Воспитателя называет по имени и отчеству, может, когда захочет, спокойно выразить свою просьбу. Если педагог отказывается ее выполнять - кричит, спорит с ним, доказывает свою правоту. Знает и понимает назначение слов вежливости, использует их. Во время разговора с взрослым нервничает, возбуждается, часто перебивает педагога. Если у него хорошее настроение - может помочь воспитателю, с удовольствием выполняет поручения, приветствуется и прощается с ним. Но большую часть времени агрессивный, негативно относится к педагогам. Необходимо отметить, что к разным воспитателям он относится по-разному: одних слушает, помогает им, других, наоборот, игнорирует, не обращает на них внимания, нарушает поведение на их чередовании сам и подстрекает к этому других детей. Когда он очень раздражен - начинает кричать на педагога, угрожает его ударить.
В присутствии педагога или постороннего человека со сверстниками приветливый, может вежливо попросить какую-то вещь. Этим он показывает, что знает правила поведения, и он воспитанный ребенок. Но, если никого в классе или на прогулке нет, - пользуется своей силой, оскорбляет и бьет детей. Знает имена товарищей и других детей и обращается к ним по имени. Замечает их состояние и, при наличии хорошего настроения, может помочь и позаботиться о них. Любит помогать воспитанникам младших групп, особенно первой. Часто приходит к воспитателям и просит, чтобы ему позволили повести их на прогулку, качает на качелях.
В конфликтах выступает провоцирующей стороной. К воспитателю не обращается, все свои проблемы решает самостоятельно. Когда вмешивается педагог - сердится, говорит, что он не прав, начинает кричать, может замахнуться, грозит пожаловаться директору или завучу. Любит, когда педагог хвалит его за хорошее поведение.
Мальчик знает, как нужно вести себя во время общения с другими людьми, в большинстве случаев правильно объясняет нравственную ситуацию. Но, зная правила, в то же время нарушает их. Поведение у него очень эмоциональное, он бурно реагирует на «неправильные» замечания педагогов и долго не может успокоиться. И через некоторое время может даже извиниться перед педагогом.
Наибольший шаг в развитии навыков и привычек коммуникативного поведения делают дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью эгоцентрично-лабильного типа. В начале пребывания в заведении они еще не умеют контролировать себя во время общения, не могут выслушать взрослого, часто перебивают его, не ждут своей очереди, негативно реагируют на его отказ выполнить их просьбу. Многие из них имеют дефекты речи, которые мешают им при общении. Но постепенно экспрессивная речь у них развивается и достигает высокого, по сравнению с другими, уровня. Еще в начале пребывания в заведении многие из них знают имена своих педагогов, обращаются к ним. Постепенно они приучаются спокойно общаться со взрослыми, использовать при этом слова вежливости, с каждым годом все меньше нуждаются в напоминании. Даже те дети с эгоцентрично-лабильным типом поведения, у которых речь развита недостаточно, стремятся к контакту с педагогом, используя для этого жесты и мимику.
По общению этой группы детей со сверстниками необходимо отметить, что если в начале пребывания в заведении оно носило выборочный характер, часто негативный оттенок, то уже в третьей группе в этом направлении наблюдается прогресс - дети приветствуются со сверстниками, хотя и по напоминанию педагога и все-таки употребляют слова вежливости, приучаются спокойно общаться друг с другом, не перебивать.
Лучше у них развиваются чувства эмпатии. Дети третьей группы внимательно относятся к воспитателю, помогают педагогу, беспокоятся за его здоровье, чувствуют состояние педагога и стараются не нарушать дисциплину. Сопереживание к сверстникам наблюдается в меньшей степени. Они замечают настроение товарищей, могут не отвлекать их от занятий, помогать своим товарищам. Воспитанники с эгоцентрично-лабильным поведением любят заниматься с младшими детьми, часто просят воспитателя разрешения поиграть с ними, помогают им одеваться, раздеваться, даже «учат» их правилам поведения.
У этих детей отмечается эгоцентрическая направленность поведения. Это проявляется в том, что они постоянно хотят находиться в центре социальных отношений, пытаются обратить на себя внимание, ждут от воспитателя поддержки своей деятельности. В конфликтных ситуациях всегда обращаются к педагогу, даже в тех случаях, когда могут решить проблему самостоятельно. В старших группах конфликты провоцируют редко, стремятся их избегать. К незнакомому человеку относятся доброжелательно, сразу же вступают с ним в контакт. Если незнакомец не замечает этого - пытаются привлечь к себе внимание громким смехом, повышенной подвижностью, нарушением поведения.
Нужно заметить, что хотя в основном коммуникативное поведение этой группы детей становится с каждым годом пребывания в заведении более позитивным, оно все-таки часто зависит от их состояния, настроения, отношения к тому или иному человеку и тому подобное. В неблагоприятных ситуациях поведение ухудшается, могут появляться аффективные вспышки и другие негативные проявления.
Эти дети лучше среди других выделенных групп обладают знаниями правил коммуникативного поведения. Они умеют объяснять моральные ситуации, некоторые из них могут даже привести подобный пример из жизни группы.
Пример детей с умеренной умственной отсталостью с эгоцентрично-лабильным коммуникативным поведением.
Мальчик, 7 лет, воспитанник первой группы. Мать имеет умственную отсталость на границе умеренной и легкой степени. Дислалия. Самообслуживается.
Коммуникативное поведение
К воспитателям обращается по имени и отчеству, знает имена многих педагогов. Если захочет - может вежливо попросить. На отказ взрослого выполнить его просьбу плачет. Вежливые слова знает и использует, но часто забывает и поэтому требует напоминания. Со взрослыми разговаривает, может выслушать воспитателя, но при этом постоянно отвлекается, перебивает, не ждет своей очереди. К воспитателю невнимательный, на помощь не приходит. Заботу о взрослом проявляет избирательно, в зависимости от того, какие отношения были с ним до этого. Если воспитатель ему нравится и у него не было с ним конфликтов - может подойти и пожалеть его, когда у него, например, болит голова. Но через 1-2 минуты он об этом забывает и перестает обращать на его состояние внимание. С незнакомым человеком сразу вступает в контакт: залезает на руки, гладит, просит поносить его. Ревностно относится к детям, которые ведут себя подобно ему. В этом случае он отталкивает других, может даже ударить. Очень любит, когда его гладят по голове и носят на руках.
Со сверстниками приветливый, знает все их имена, умеет вежливо обращаться к товарищу, когда хочет у него что-то попросить. Но при этом, к ихнему положению не внимательный, их настроения не замечает и не понимает, на помощь не приходит. Помогает только своему младшему брату. Часто вмешивается в деятельность других детей, мешает им.
Мальчик, 12 лет, воспитанник третьей группы. Сирота. Мать отказалась от него в роддоме. Во время родов была тяжелая черепно-мозговая травма. Словарный запас незначителен. Дизартрия. Ночные страхи. Самообслуживается.
Коммуникативное поведение
К взрослому обращается очень часто, знает имена всех педагогов учреждения и использует во время общения с ними, может спокойно высказать свою просьбу. На отказ ее выполнить кричит, плачет. Отдельные слова вежливости использует, но часто забывает их. Со взрослым разговаривает в зависимости от своего настроения и состояния. К воспитателю, всегда приходит на помощь. С удовольствием выполняет поручения, может даже самостоятельно помочь уборщице помыть пол и очень любит, когда его хвалят. Выполняет и другие поручения. На воспитателей реагирует по-разному: к одним относится с большим уважением, всегда слушается их, к другим - наоборот, негативно. С незнакомым человеком сразу же стремится вступить в контакт. В начале знакомства ведет себя достаточно вежливо, однако настойчиво требует к себе внимания.
Со сверстниками приветствуется, может вежливо обратиться, когда ему это нужно. Знает имена товарищей и называет их. Часто помогает другим детям наводить порядок в спальне, любит дежурить в столовой, убирать территорию детского дома. Очень чувствителен. Переживает за здоровье воспитателей и других детей. Если кто-то из сверстников больно ударился - может плакать вместе с ним. Конфликты у него возникают только с одним мальчиком на почве лидерства в группе. С другими воспитанниками живет дружно, делится игрушками, совместно играет. Отношение к детям у него доброжелательное, но зависит от его состояния.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)