Примеры коммуникативного поведения
Мальчик, 7 лет, воспитанник первой группы. Говорить начал после 4-х лет. Имеет незначительное нарушение осанки. Ночной энурез, емпокрез. Речевой контакт затруднен. Общее недоразвитие речи. Сомообслуживается частично, нуждается в помощи.
Коммуникативное поведение.
К взрослым не обращается, по имени и отчеству педагогов не называет, просьб к воспитателю не возникает, вежливые слова не использует и получить от него повторения за первый год коррекционно-воспитательной работы не удалось. Реакции на запрет индифферентны. Взрослого не слушает, а, следовательно, и не перебивает. На просьбы педагога почти не реагирует, нужен сильный раздражитель, чтобы привлечь его внимание. Сосредотачивается только на 1-2 минуты, затем снова перестает реагировать на воспитателя и его деятельность. Любит сидеть и смотреть в окно - ждать маму.
Со сверстниками не общается, по именам не называет, к детям не обращается. На их состояние не реагирует, никому не мешает. В совместной деятельности участия не принимает. Даже в тех случаях, когда у него кто-то из детей забирает игрушку или конфеты - воспитателю не жалуется, а пытается тихонько отобрать у товарища, который отвлекся. Если это не удается - просто сидит. Равнодушен. Когда кто-то из детей подходит к нему - сутулится, как бы боится, что его ударят. Этим страхом пользуются другие воспитанники и часто бьют его. В конце первого года обучения уже научился ходить в паре с одним и тем же мальчиком и даже сам подает руку. С другими ходить отказывается, плачет. Четко изучил распорядок жизни школы и когда подходит время обеда или прогулки первый начинает натягивать на себя вещи и искать друга. Во время прогулки не качается, не бегает, с другими детьми не играет: может целую прогулку бросать камни. Если воспитатель сажает его на качели - убегает, вырывается, плачет.
Знания о правилах коммуникативного поведения отсутствуют. Он не может правильно общаться ни со взрослыми, ни со сверстниками. Отказался отвечать на вопросы беседы.
Мальчик, 11 лет, воспитанник третьей группы. Сирота. Данные анамнеза отсутствуют. Речевой контакт затруднен. Закрытая ринолалия. Самообслуживается.
К воспитателю обращается по имени и отчеству, знает имена многих педагогов школы. Свое желание спокойно выразить не может, нервничает, возбуждается. На отказ выполнить его просьбу обижается, замыкается, может долго держать обиду и не общаться с педагогом, который ему отказал. Вежливые слова знает, понимает их назначение и использует самостоятельно редко. Ему нужно постоянно об этом напоминать. С воспитателем или санитаркой разговаривает только на темы, которые его интересуют («Что сегодня будет на обед», «Когда приедут к детям родители», «Пойдут ли дети в сад собирать яблоки» и т.д.). Если увлекается - перебивает, не слушает педагога. К взрослому внимательный, может переживать за его состояние, но на помощь без указания не приходит. По просьбе педагога реагирует в зависимости от настроения. Если воспитатель просит посидеть тихонько - может послушать. Долго контролировать свое поведение не способен. За пять лет изучил небольшое стихотворение и может его декламировать без конца. Общается только с отдельными учениками, по указанию педагога может помочь товарищу. К постороннему человеку сразу относится довольно сдержанно, но привыкнув, может даже сам заговорить. Любит, когда его просят прочитать стихотворение.
Со сверстниками общается выборочно, называет по имени только тех детей, с которыми играет. На других внимания может не обращать вовсе. В случае, когда кто-то из детей сам хочет поиграть с ним - отворачивается. Не приветствуется. Хотя настроение сверстников замечает - на него не реагирует. Помогать товарищам не пытается, только по указанию педагога. Конфликтов не провоцирует, всегда уступает, может поделиться игрушками. Если его обидели - идет жаловаться воспитателю. Самостоятельно своих прав не защищает. По отношению к детям доброжелательный.
Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью с агрессивно-возбудимым типом поведения также делают заметный шаг в освоении навыков коммуникации. В первой группе воспитанники понимают обращенную к ним речь, но сами язык используют редко, часто заменяя его мимикой и жестами. На пятом году пребывания в заведении они уже неплохо овладевают навыками коммуникации, употребляют слова вежливости, здороваются с педагогами, называют их по имени и отчеству. При этом спокойно говорить и выражать свои просьбы в большинстве случаев не умеют: переходят на крик, становятся агрессивными. Когда педагог отказывает им в выполнении их желания - контролировать свои эмоции не могут. Их реакция становится менее бурной по сравнению с воспитанниками первой группы, но все-таки отрицательной. У детей этой группы постепенно развиваются навыки общения со взрослыми. Они приучаются слушать педагога, меньше его перебивают, не вмешиваются в разговор с другими детьми.
Поведение в отношениях со сверстниками также улучшается. На первых этапах пребывания в заведении они не могут сдерживать свои негативные эмоции, к сверстникам относятся агрессивно, постоянно бьют их. Ни одна совместная деятельность не обходится без конфликта. На пятом году проведения с ними коррекционно-воспитательной работы они приучаются более толерантно относиться к сверстникам, при этом можно проследить определенную избирательность. Дети этой группы никогда не обижают младших воспитанников, часто помогают им, любят с ними играть и учить: «Нельзя бросать камни в окна. Воспитатель будет ругать». Однако контролировать свои эмоции не умеют. Как в первой, так и в третьей группе воспитанники постоянно провоцируют конфликты между детьми, являются основными нарушителями поведения. В отношениях с другими детьми преобладают проявления негативизма. Необходимо лишь отметить, что когда в начале пребывания в заведении они носили характер открыто негативных, то с возрастом постепенно маскируются и переходят в разряд скрытно-отрицательных.
Значительный шаг по сравнению с первыми годами пребывания в учреждении, эти дети делают в направлении развития эмпатии. В начале пребывания в заведении у них наблюдается резко отрицательное отношение к педагогам: они не приходят им на помощь, не проявляют сочувствия к их состоянию, невнимательны, негативно реагируют на поручения. Постепенно, под влиянием коррекционно-воспитательной работы, у них формируется положительная реакция на просьбу педагогов, они начинают выполнять поручения, могут проявлять заботу и внимание к воспитателю, некоторые даже могут самостоятельно прийти на помощь. Отношение к товарищам также улучшается: они замечают настроение своих сверстников, иногда могут сдерживать себя и не вмешиваться в деятельность других.
Примеры коммуникативного поведения агрессивно-возбудимых детей с умеренной умственной отсталостью первой и третьей групп:
Мальчик, 6 лет, воспитанник первой группы. Роды затруднены. В детстве переболел многими заболеваниями. Понимает речь взрослых. Экспрессивная речь развита слабо. Нарушения моторики артикуляционного аппарата. Самообслуживается не полностью.
Коммуникативное поведение.
Во время обращения к взрослому экспрессивную речь использует очень редко, в основном жестикулирует. Воспитателя по имени и отчеству не называет, свою просьбу спокойно выразить не может - кричит. Вежливых слов не знает и не использует. На отказ взрослого выполнить его просьбу или на попытку вернуть отобранные у сверстников вещи реагирует очень негативно - кричит, падает на пол, плюется, замахивается на воспитателя. Со взрослыми не разговаривает, не обращает внимания на замечания, делает все по-своему. К воспитателю невнимателен, не помогает, сочувствие к его состоянию не проявляет.
С детьми не приветствуется, по имени не называет, для обращения использует агрессивные жесты - толкает, бьет отбирает игрушки и тому подобное. К сверстникам невнимательный, их настроения не замечает, часто вмешивается в деятельность других детей и мешает им. В конфликтах выступает провоцирующей стороной - забирает у других детей конфеты, игрушки, яблоки и т.п. К воспитателю не обращается и даже в случаях, когда у него что-то отобрали - педагогу не жалуется. Отношение к сверстникам агрессивное и несколько пренебрежительное - у него есть мама, которая постоянно к нему приезжает, а у других мамы нет и поэтому их нужно бить. Общаться и заниматься совместной деятельностью другие дети с ним не хотят.
С правилами коммуникативного поведения знаком, но в детском доме этого не показывает. По словам матери, которая заботится о своем ребенке и часто посещает его известно, что при напоминании, дома, он использует вежливые слова, знает имена и отчества соседей и называет их.
Мальчик, 11 лет. Воспитанник третьей группы. Мать во время беременности переболела краснухой, имела тяжелые токсикозы. Нарушений моторики артикуляционного аппарата нет. Самообслуживается.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)