Привычка использовать слова вежливости через призму восприятия детей с особыми потребностями
Слова вежливости изучают, но привычка использовать их при общении формируется чрезвычайно медленно. Стремление к самостоятельной деятельности у детей с пассивно-индифферентным типом поведения возникает редко, во всем они руководствуются указаниями взрослых. Воспитатель может попытаться организовать совместную деятельность таких субъектов с другими, но длится она недолго. Сотрудничество со сверстником продолжается до тех пор, пока ребенок не устает или не возникает конфликтная ситуация. В этом случае они просто отворачиваются и уходят заниматься другим делом, в отдельных случаях просто индифферентно наблюдают за работой других.
В начале пребывания в заведении эта группа детей совсем не знает правил поведения, не отвечает на вопрос воспитателя. Но постепенно у них формируются определенные привычки поведения. Наблюдая за другими детьми и воспитателями, они приучаются более или менее адекватно вести себя в коллективе. Пассивно-индифферентные дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью начинают придерживаться элементарных правил: не кричат, ведут себя спокойно, не мешают другим, не спорят с педагогом и тому подобное.
Агрессивно-возбудимым детям с умеренной или тяжелой умственной отсталостью так же, как и предыдущей группе воспитанников присуще недостаточное использование речи. В начале пребывания в заведении они используют жесты и мимику, но постепенно речь становится ведущей при общении.
Со взрослыми дети с данным типом поведения вступают в контакт особым способом. Они перебивают, не слушают, вмешиваются в разговор. На просьбу взрослого часто отвечают отказом, не выполняют поручений, не слушают замечаний. На состояние педагога внимания такие субъекты не обращают на помощь самостоятельно не приходят, могут отказаться даже после его просьбы, сочувствия не проявляют.
Отношения со сверстниками имеют негативную окраску: они бьют товарищей, толкают, агрессивно себя ведут при выполнении любой деятельности и, вследствие этого, круг детей, с которыми они контактируют, достаточно ограничен. Нужно заметить, что агрессивное отношение к детям у таких субъектов проявляется избирательно: они не оскорбляют младших, любят с ними играть, помогают им.
В конфликтных ситуациях выступают в основном провоцирующей стороной: отбирают у детей игрушки, конфеты, часто бьют сверстников. На замечание взрослого относительно своего поведения реагируют негативно: плачут, кричат, падают на пол, могут плеваться, замахиваться на педагога руками, говорить, что ударят его и тому подобное. Долго держат обиду, отказываются после этого общаться с воспитателем, не реагируют на его просьбу.
Эти дети часто неплохо владеют знаниями правил коммуникативного поведения, но из-за своей агрессивности и возбудимости не могут их соблюдать. Чаще всего правила нарушают во время отсутствия педагога в группе. В данном случае воспитатель является тем сдерживающим фактором, который тормозит на время негативные проявления этих субъектов.
В периоды, когда их состояние нормализуется, неплохо ведут себя в социальном окружении, налаживают отношения со сверстниками и другими детьми, сдержанно ведут себя в общественных местах, не привлекают к себе излишнего внимания и тому подобное. Но такое положение этой группы детей достаточно кратковременно и, когда отрицательная энергия в них накапливается - они снова начинают нарушать дисциплину, оскорблять товарищей, не выполняют приказы педагогов.
Проведя исследования детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью можно утверждать, что у воспитанников, выделенных трех групп (эгоцентрично-лабильных, пассивно-индифферентных и агрессивно-возбудимых) формируются определенные навыки и привычки поведения коммуникативного типа. Это особенно ярко проявляется на примере поведения пассивно-индифферентных субъектов: если в начале пребывания в заведении они не могли использовать речь при общении, не хотели сотрудничать с педагогом, не называли элементарных правил поведения в обществе, то уже на пятом году обучения изучили имена и отчества воспитателей, санитаров, которые с ними работают. Но использовать свои знания в повседневной жизни самостоятельно они еще не умеют. Им нужно постоянно напоминать об этом. На пятом году пребывания в заведении они могут быть даже инициаторами бесед: они задают вопросы педагогу, чего на первых годах никогда не наблюдалось. Несмотря на то, что эти воспитанники внешне не реагируют на объяснение правил поведения педагогом (смотрят в окно, манипулируют игрушкой, просто сидят за партой и т.п.), они воспринимают их, запоминают и у них постепенно формируется база знаний, которая позволяет им в определенной мере соблюдать социальные правила. Дети постепенно приучаются слушать воспитателя, воспринимать его объяснения, когда возникает желание рассказать педагогу - ждать своей очереди.
Придя в заведение, дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью с пассивно-индифферентным типом поведения на сверстников не обращали почти никакого внимания. Они не играли с другими, если кто-то у них забирал игрушки - не реагировали. У детей третьей группы в этом направлении наблюдается хоть и незначительный, но прогресс: начинают называть товарищей по именам, если очень хотят получить у товарища какую-то вещь - могут вежливо попросить. Эти дети не выступают инициаторами игры, но уже могут принимать в ней участие. Но при этом необходимо отметить, что дети этой группы не замечают состояния товарища, не приходят сверстникам на помощь и сами не просят его.
Определенный прогресс у воспитанников с пассивно-индифферентным типом поведения наблюдается в развитии сопереживания к другим. Если в начале пребывания в заведении они не обращали внимания на состояние педагогов и товарищей, не замечали их настроения, не приходили на помощь, то уже на пятом году обучения проявляют определенную внимательность к воспитателю, в некоторых случаях даже самостоятельно могут прийти ему на помощь, выполняют поручения. Но это бывает очень редко. В основном, им необходимо давать задания и стимулировать к его выполнению. Нужно отметить, что дети частично слушают взрослого, проявляют к нему сочувствие. И отношение к своим товарищам у них практически не меняется по сравнению с тем, которое у них было в начале пребывания в учреждении: сверстникам такие индивиды не помогают, не отзываются на их просьбы, не умеют делиться игрушками. Развивается эмоциональная окраска коммуникативного поведения: если в начале пребывания в заведении, наблюдаем уступчивость, пассивность при решении конфликтных ситуаций, то за пять лет дети с пассивно-индифферентным типом поведения научились в определенной степени отстаивать свои права, противостоять другим во время конфликтов, даже обращаться к воспитателю.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)