Конфликты у детей с особыми потребностями
Конфликты у детей данной группы возникают из-за игрушки и во время приема пищи. Совместная игра у них длится не долго: потом они начинают отбирать игрушки друг у друга, ссорятся, иногда дерутся. При вмешательстве воспитателя быстро успокаиваются. Состояние товарищей данные индивиды не замечают, на помощь друг другу не приходят. Отношение к сверстникам разное: от доброжелательного к скрыто-негативному.
Наблюдая за культурой общения детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью третьей группы видно определенный прогресс в развитии их речи. Эти дети уже знают, как зовут воспитателя, санитарку, директора, называют их по имени и отчеству, большинство из них во время общения стараются употреблять слова вежливости. Они могут правильно попросить о помощи у воспитателя, поблагодарить его. При общении с педагогом стремятся разговаривать спокойно, но это им зачастую не удается: начинают нервничать, возбуждаются. На отказ выполнить просьбу реагируют по-разному: одни обижаются, могут достаточно долго держать злобу на воспитателя, другие - не обращают внимания, ведут себя так, будто бы ничего и не произошло.
В третьей группе уже достаточно четко определяется отношение воспитанников к взрослым. У одних детей оно положительное, они любят, когда их хвалят, хотят постоянно находиться в центре внимания педагога. Между ними на этой почве часто возникают конфликты. Они стараются быстрее других выполнить поручение, первыми прийти на помощь, проявляют заботу о воспитателе, внимательны к его состоянию и настроению. Если педагог себя плохо чувствует и просит детей вести себя хорошо - такие субъекты не только сами стараются соблюдать тишину и не нарушать дисциплину, но и делают замечания своим товарищам. Они ходят встречать воспитателя, провожают его после смены, несут сумку и получают большое удовольствие, когда он оценивает их добрые дела и хвалит их.
Другая категория детей этой же группы относятся к взрослому негативно: они не помогают педагогу, негативно реагируют на его просьбу выполнить какую-то работу. Если такой субъект отказывается что-то сделать - ни поощрения, ни наказания желаемого результата не приносят. На состояние воспитателя внимания не обращают, иногда наоборот, могут нарушать поведение в ответ на просьбу педагога вести себя хорошо.
Наблюдая за коммуникативным поведением детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью нужно отметить, что их отношение к различным воспитателям неодинаково: одних педагогов они слушают лучше, другие - хуже. Правила поведения чаще нарушают у тех воспитателей, которых дети по определенным причинам уважают меньше. В заведении наблюдались случаи, когда дети старших групп ходили к директору и просили или оставить педагога на группе, или перевести в другую. Если руководство школы игнорировало просьбы детей и оставляло воспитателя на группе - их поведение во время его дежурства становилось неконтролируемым: они нарушали дисциплину, срывали занятия, отказывались выполнять поручения. И наоборот, в присутствии педагога, которого воспитанники уважали, они пытались меньше нарушать поведение, сдерживать свои эмоции, выполнять его распоряжения. Улучшают свое поведение даже те дети, у которых наблюдается устойчиво негативное отношение к педагогам. Поэтому для улучшения коррекционно-воспитательной работы такие просьбы детского коллектива администрация всегда удовлетворяет.
Воспитанники старших групп любят общаться с младшими детьми. Они приходят в младшие группы, просят воспитателя позволить поиграть с ними, помогают педагогу одевать и раздевать их, любят ходить на прогулку. Даже дети с агрессивными наклонностями младших школьников никогда не обижают.
Нужно заметить, что если у большинства детей третьей группы уже сформирована привычка здороваться со взрослыми, использовать слова вежливости при общении с ними, то при разговоре со сверстниками эти навыки еще не перешли в разряд привычек. Для того, чтобы воспитанники использовали их при общении между собой, необходимо присутствие взрослого, который бы напоминал о правилах поведения.
Дети третьей группы не обращают внимания на состояние своих товарищей. Они часто вмешиваются в разговоры, перебивают друг друга, не соблюдают очередь. Некоторые из них могут прийти товарищу на помощь, пытаются передавать свои знания. Но, если сверстник не может правильно выполнить работу - отказываются от этого. Достаточно часто во время совместной деятельности всем детям хочется пользоваться только одинаковыми орудиями: лопатой, веником, граблями и тому подобное. Возникают конфликты, которые педагог решает тем, что всем воспитанникам дает одинаковые орудия. В группе, в основном, преобладает доброжелательное отношение друг к другу. В то же время, определенный контингент воспитанников к сверстникам относится отрицательно. В одних случаях такое отношение скрывается, не афишируется субъектами: такой ребенок может ударить или отобрать какую-то вещь у товарища только при отсутствии в этот момент педагога. Когда воспитатель присутствует - такой индивид пытается сдерживать свои эмоции и желания. В других случаях негативное отношение к сверстникам с элементами агрессивности проявляется независимо от присутствия взрослого. Скрытно-негативное поведение к товарищам перерастает в открыто-агрессивное.
Исследуя коммуникативное поведение детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью выделяется три группы воспитанников, в зависимости от их особенностей: эгоцентрично-лабильные, пассивно-индифферентные, агрессивно-возбудимые.
Эгоцентрично-лабильные дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью характеризуются сравнительно неплохим развитием речи. Они знают имена своих товарищей, воспитателей, санитарок, директора, могут общаться между собой. Этим детям присуща повышенная эгоцентричность. Они суетливы, с удовольствием занимаются разной деятельностью, постоянно требуют к себе внимания и стремятся получить от взрослого благодарность. Если воспитатель на деятельность детей не обращает внимания - они начинают привлекать его, при этом часто нарушая поведение. Эти субъекты считают, что их поведение правильное и воспитатель обязательно должен их хвалить.
Коммуникативное поведение этих детей характеризуется импульсивностью. Отношение такого субъекта к окружающим зависит от его психического состояния, от настроения, от отношений с другими. В большинстве случаев они дружелюбны, дружелюбно относятся к сверстникам. К взрослому всегда приходят на помощь, выполняют поручения и стремятся получить их от педагога. Проявляют заботу, внимание, сочувствие к его состоянию, стараются не нарушать дисциплину. Эти дети копируют жесты, мимику, движения воспитателя, подражают его поведению.
Отношения с другими детьми у них дружеские, ровные. Конфликты, которые возникают с другими эти субъекты стремятся решать через воспитателя. В случаях, когда педагог отказывается выполнять их просьбы или применяет наказание за нарушения поведения - обижаются, могут плакать, возбуждаются. Обида на воспитателя продолжается недолго и через некоторое время ребенок снова вступает с ним в контакт. В конфликтах дети с данным типом поведения могут выступать как провоцирующей, так и пострадавшей стороной.
Пассивно-индифферентные воспитанники характеризуются, прежде всего, недостаточным использованием речи при общении. Хотя у некоторых из них речь развита достаточно неплохо, но они предпочитают мимику, жесты. Зная имена и отчество воспитателей, санитаров, сверстников, при обращении используют их крайне редко. Если у такого субъекта возникает потребность обратиться к педагогу - часто он просто подходит, берет его за руку и показывает, что ему нужно или называет предмет, одним словом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)