Сравнительный анализ детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью
Большинство детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью второй группы в определенной степени ориентируются в правилах, отвечают на вопросы, с помощью педагога могут поставить себя на место героя сюжета и правильно объяснить его поступки. Наиболее полные и правильные ответы у воспитанников этой группы были при анализе правила «Старших нужно слушать». Они знают, как нужно вести себя в данной ситуации, но перенести эти знания на себя, поставить себя на место героя без посторонней помощи не могут. Небольшая помощь педагога дает им возможность правильно определить свою позицию.
Некоторые дети этой группы отказались отвечать на вопросы по отдельным картинками. При анализе карточек на знание правила «Старших нужно слушать» некоторые дети не захотели с ними работать и сразу же брали другие сюжеты. Эти дети также негативно отнеслись к попыткам экспериментатора определить их знания правила «К товарищу нужно относиться доброжелательно». Но эти самые дети при определении их знаний о правилах «Товарищу нужно помогать» и «Игрушками нужно делиться» обнаружили довольно неплохое понимание поведения героев и смогли с помощью педагога правильно поставить себя на место персонажа, объяснить нравственную ситуацию. Но, несмотря на это, их знания мало дифференцированы, связаны с конкретными ситуациями.
В этой группе также выделялись дети, которые во время беседы вели себя пассивно, замедлено. Они медленно воспринимали и понимали ситуацию, часто начинали отвечать на вопросы с опозданием. Они быстро уставали и в результате этого отказывались от сотрудничества. Знания о правилах коммуникативного поведения по сравнению с другими у них находятся на значительно более низком уровне. Многие правила эти субъекты просто не знают. Лучше дали ответ на вопрос при анализе правила «Старших нужно слушать». Но, при этом, им необходима была помощь педагога.
В этой группе также встречаются субъекты, речь которых находится на достаточно низком уровне. Но, в отличие от детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью первой группы, все воспитанники второй приняли участие в беседе, отвечая на вопрос с помощью жестов.
На детей, которые третий год находятся в специальном заведении, большее влияние имеют поощрения. Используя во время беседы такие поощрения, как благодарность, похвала, подарок было замечено, что они стремятся лучше отвечать на вопросы и пытаются сдерживать свои эмоции, ожидая похвалы.
Проведя беседу с детьми с умеренной или тяжелой умственной отсталостью пятого года пребывания в заведении нужно отметить, что у них оказались лучшие знания при анализе моральной ситуации «Старших нужно слушать». Большинство из них правильно объясняют моральную коллизию, с небольшой помощью экспериментатора могут верно выбрать свое поведение в ней. В этой группе есть дети, уровень знаний которых о правильности поведения в данной ситуации можно определить, как высокий. Однако, зная, как действовать в определенной ситуации, давая правильный ответ, во время эксперимента некоторые из них на эту же картину во время прогулки дали прямо противоположный ответ.
Хуже дети третьей группы показали знания правила «К товарищу необходимо относиться доброжелательно». Эти воспитанники знают, что смеяться над чужой бедой нельзя, девочку нужно пожалеть, но когда им предложили ответить на вопрос «А как бы ты поступил, если бы заметил, что кто-то плачет?» - молчали или давали такие ответы: «Не смеялся»; «Пошел бы к воспитателю»; «Я бы тоже смеялся». Отдельные воспитанники знают, как нужно правильно вести себя в такой ситуации, но на вопросы отвечать не захотели.
Анализируя нравственные ситуации «Товарищу нужно помогать» и «Игрушками нужно делиться» можно констатировать, что все дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью знают, как нужно вести себя при этом.
Проведя такое обследование видим, что с каждым годом пребывания в заведении воспитанники усваивают больше правил поведения в общественной среде. Эти знания совершенствуются. Постепенно под влиянием коррекционно-воспитательной работы навыки превращаются в устойчивые привычки поведения коммуникативного типа. При этом, все дети оперируют знаниями одинаково. Некоторые воспитанники второй, а в отдельных случаях и первой групп ведут в общественной среде значительно лучше, чем отдельные субъекты третьей группы.
У многих воспитанников этой группы в начале пребывания в заведении речь отсутствует. Они не обращаются к взрослому, их трудно заинтересовать какой-либо деятельностью. Создается впечатление, что ребенок совсем не обращает внимания на воспитателя. Эти воспитанники никогда не перебивают взрослого, на просьбу выполнить какую-то деятельность не реагируют. К состоянию взрослого невнимательны, на помощь ему не приходят.
Некоторые дети имеют разговорную речь. Они знают имя воспитателя, няни, но очень часто обращаются к ним «тетя», «баба». Слова вежливости некоторые из них изучили, но значение их не понимают, используют только после напоминания педагога. Эта группа детей во время общения с педагогом не может сдерживать свои эмоции, они начинают кричать, возбуждаются. На отказ воспитателя выполнить их просьбу плачут, падают на пол и тому подобное. На состояние взрослого внимания не обращают, на просьбу реагируют по-разному: в одном случае сначала могут начать ее выполнять, в другом - наоборот, пытаются отказаться. Но в любом случае до конца доработать дело эти дети не в состоянии.
Еще одна категория субъектов первой группы в некоторой степени также владеет разговорной речью. Эти воспитанники знают имена воспитателей, называют их, пытаются выражать свои просьбы в спокойной форме. На отказ выполнить их желание реагируют в зависимости от состояния: в одних случаях начинают плакать, обижаются на педагога, могут кричать на него, растормаживаются и при этом их очень трудно успокоить; у других - спокойно, сразу забывают об этом. Слова вежливости, которые используют эти субъекты при общении, носят оттенок детскости. Самостоятельно используют их редко. Требуют напоминания педагога. Они не умеют выслушать взрослого, часто перебивают, вмешиваются в разговор. Любят быть в центре внимания воспитателя и в случае, когда он при определенных обстоятельствах игнорирует их, начинают нарушать дисциплину. На состояние воспитателя обращают внимание в зависимости от своего настроения. Если ребенок доволен - может помочь воспитателю. Если дети заметили, что воспитатель устал или у него болит голова даже могут сделать замечание своим товарищам. Сдерживать свое поведение не могут и через незначительный промежуток времени (2-3 мин.) начинают вести себя так же, как и другие.
С товарищами в начале пребывания в заведении не общаются. На протяжении первых месяцев на товарищей внимания почти не обращают. Постепенно, под руководством педагога, начинают заниматься совместной деятельностью, изучают имена сверстников, и только в конце первого года пребывания в заведении начинают обращаться к товарищам по имени. В первой группе воспитанники играют в одиночестве. Организовывать игру двух-трех детей воспитателю трудно. Они еще не умеют делиться игрушками, не уступают друг другу. Конфликты возникают часто, в основном, из-за владения игрушкой или во время приема пищи. Общаясь со сверстниками, вежливые слова не используют даже после напоминания педагога. Эти дети быстро привыкают к товарищу по парте, к партнеру во время прогулки и по команде воспитателя находят друг друга.
Отношения между детьми в начале пребывания в заведении разные: в одних случаях они долгое время не обращают внимания на товарищей, не реагируют даже в тех случаях, когда кто-то у них забирает хлеб во время обеда или игрушки. В других случаях, к сверстникам относятся доброжелательно: берут товарища за руку, когда готовятся к прогулке, могут, если научились сами, по указанию воспитателя помочь одеть ему ботинки, отнести тарелки и тому подобное. Также в этой группе встречаются дети, отношения которых к товарищам носит агрессивный характер: любая совместная деятельность у них заканчивается тем, что такой индивид обязательно ударит сверстника. С ними дети не хотят садиться вместе за стол, не становятся в пару во время прогулки. Нужно отметить, что отношения с товарищами у детей с агрессивным типом поведения на этом этапе носят выборочный характер: они выбирают, кого они могут побить, а кого нет.
Коммуникативное поведение детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью второй группы развито лучше. Эти субъекты уже выучили слова вежливости, большинство из них использует их при общении с педагогами. Они знают имена воспитателей и санитарок, во время общения обращаются к взрослым по имени и отчеству. Но при этом, необходимо отметить, что некоторые из них даже на третьем году пребывания в заведении не имеют разговорной речи и при общении пользуются жестами. Иногда они повторяют отдельные слова за педагогом, но не понимают их значения.
Большинство воспитанников второй группы не могут спокойно общаться со взрослыми, начинают нервничать, переходят на крик. На отказ педагога выполнить их просьбу одни из них замыкаются в себе, внешне не реагируют на это, другие могут обидеться, плачут, падают на пол, бьются в истерике, третьи начинают плеваться, бросаются драться к педагогу.
Они становятся более внимательны к состоянию педагога, чувствуют его настроение, стремятся вести себя лучше, если воспитатель чувствует себя плохо. Но при этом, полностью и длительное время контролировать свои эмоции не могут и снова начинают нарушать дисциплину. Они положительно реагируют на поручения педагога, но если оно не было выполнено сразу же, то через некоторое время они забывают о нем, не знают, что и в какой последовательности нужно выполнять. В этой же группе встречаются дети, которые негативно реагируют на просьбы взрослого: могут отказаться убрать в спальне, перенести стулья и т.д.
При общении со сверстниками дети второй группы используют слова вежливости только при напоминании педагога. Многие из них еще не понимают их значения. Они не приветствуются со сверстниками, зная имена товарищей используют их крайне редко. То, что они знают имена своих товарищей видно тогда, когда субъект жалуется воспитателю на сверстника.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)