Сформированность поведения коммуникативного типа детей
Дальнейшая цель исследования - раскрытие поведения коммуникативного типа детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью. Поведение ребенка является не просто системой действий, направленных на достижение цели. Поведение - это активность индивида, которая состоит из ряда поступков по отношению к другим и опосредуется определенными мотивами.
У умственно отсталых детей поступки преимущественно импульсивные, диктуются непосредственными желаниями получить для себя тот или иной предмет, который бы удовлетворял эмоционально-положительные для данного субъекта желания или потребности. Поэтому основная задача воспитания поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью состоит в привитии навыков и привычек думать о другом человеке, о его чувствах, интересах, считаться с ними, испытывать симпатию к нему.
Нужно учитывать и то, что воспитание детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью часто исключает необходимость использования вербальных методов воздействия. Это связано с тем, что эти дети не способны понять значение слова или фразы в контексте. В лучшем случае, их значение воспринимается более-менее адекватно при использовании воспитателем интонации, мимики, жестов. Поэтому для формирования у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью понятий и правил нравственного поведения необходимо использовать наглядность и включать в работу как можно большее число анализаторов.
Для получения данных о характере знаний правил коммуникативного поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью проводились беседы по картинкам, на которых были изображены сценки из жизни людей.
Беседы с детьми проводились по каждой отдельно картинке индивидуально. Для унификации восприятия и осознания нравственной коллизии всем исследуемым экспериментатор во время вступительной беседы рассказывал содержание изображенного на картинке.
Для анализа правила «Товарищу нужно помочь» брали такую картинку: через дорогу по пешеходному переходу мальчик перевозит на санках маленькую девочку. Видно, что ему очень трудно. На встречу им идет другой мальчик с хоккейной клюшкой и коньками.
Интерпретация экспериментатора: «Мальчик повез кататься на санках свою младшую сестру. Он подошел к дороге и, когда загорелся зеленый сигнал светофора, начал перевозить ее через улицу. Но на дороге нет снега и ему очень трудно тянуть санки. На встречу им идет второй мальчик, который несет на плече хоккейную клюшку и коньки. Он заметил, что мальчику очень трудно перевозить санки. Что будет делать этот мальчик? Как нужно поступать в таком случае? А как бы ты поступил в данной ситуации?»
Для определения знаний детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью по правилу: «Игрушками нужно делиться», «Игрушками нужно играть по очереди» подобрали такую картинку: «Игровая комната. Два мальчика играют конструктором. У одного из них много деталей конструктора, а у другого всего несколько. И он просит у первого колесо».
Интерпретация экспериментатора: «Два мальчика в игровой комнате играют конструктором. Первый мальчик взял себе многие детали и складывает башенный кран. Второй - имеет всего несколько деталей и складывает автомобиль. Ему нужно для того, чтобы составить авто, еще два колеса. Он вежливо попросил этих два колеса у первого мальчика. Как ты думаешь, как должен поступить первый мальчик? Как нужно поступить в такой ситуации? А как бы ты поступил?»
На картинке изображена бабушка, которая просит мальчика принести воды из колодца и протягивает ему ведро. Мальчик в это время смотрит телевизор. Анализируется правило: «Старших нужно слушать».
Интерпретация экспериментатора: «Бабушка готовит обед. Она начистила картофеля и хотела его помыть. И видит - воды в ведре не осталось. Она уже старенькая, а к колодцу идти ой как далеко. Внук бабушки смотрит по телевизору мультфильм. Бабушка подошла к нему и говорит: «Принеси мне, пожалуйста, ведро воды из колодца». Что сделает мальчик? Как нужно поступить в данной ситуации? А как бы ты поступил на месте мальчика?»
На четвертой картинке изображена девочка, которая упала и плачет. Возле нее стоит мальчик и смеется над ней. Определяет знания детей правила: «К товарищу нужно относиться доброжелательно».
Интерпретация экспериментатора: «Девочка ходила играть на детскую площадку. Она качала свою куклу на качелях, поиграла в песочке. В это время ее позвала мама. Девочка так хотела быстро прибежать к маме, что не заметила ветку, лежащую на дорожке. Она зацепилась за нее, упала и больно ушибла колено. А мальчик, который также играл на детской площадке, заметил это и начал над ней смеяться. Правильно ли делает мальчик? Как нужно поступить в такой ситуации? А как бы ты поступил, когда заметил, что кто-то плачет?»
Анализируя беседу можно определить уровни знаний детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью о правилах поведения коммуникативного типа.
Высокий (В). Дети правильно объясняют моральную ситуацию, в основном дают ей правильную оценку, самостоятельно или с небольшой помощью экспериментатора находят свое место в данной ситуации.
Средний (С). Дети в основном знают о правиле, с помощью экспериментатора могут объяснить нравственную ситуацию, но у них отсутствует четкое дифференцирование его от других. Самостоятельно поставить себя на место героя не могут, нуждаются в помощи.
Низкий (Н). Знание детей о правиле очень поверхностны, они не могут дать оценку нравственной ситуации, не могут объяснить свое поведение на месте героя даже при помощи экспериментатора.
Нулевой (О). Дети совсем не имеют представления о правиле поведения, объясняют его неправильно или отказываются участвовать в исследовании.
При анализе беседы по картинкам замечаем, что дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью первой группы имеют низкий уровень знаний о правилах коммуникативного поведения. Почти половина воспитанников этой группы отказывалась принимать участие в исследовании. Их невозможно заинтересовать беседой, даже используя поощрения. Они быстро отвлекались, не могли понять вопрос беседы. Некоторые из них неправильно давали ответы на вопросы, демонстрируя при этом непонимание нравственной коллизии и правил.
Лучше всего дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью младшей группы отвечали на вопросы экспериментатора при анализе картины, объяснение которой требовало знания правила «Старших нужно слушать»: «Мальчик принесет. Ведь надо принести. Бабушка старая. Далеко. Я бы тоже принес». Это был наиболее полный ответ среди воспитанников первой группы. Но о нечетком осознании этого правила свидетельствует тот факт, что когда его спросили, всех ли взрослых нужно слушать, он ответил: «Нет. Няню не надо. Она не ссорится.
Часть детей первой группы знает, чего делать нельзя. Зная это, они, в то же время, не имеют четкого представления о правильности поведения в той или иной ситуации. На вопрос «Как нужно поступить в такой ситуации?» большинство детей молчали.
Некоторые дети первой группы не обладали устной речью. Другие, не имея устной речи, пытались ответить с помощью жестов. Для этих детей давались дополнительные вопросы с ответом в содержании, который нужно было только подтвердить либо не подтвердить.
Худшие знания правила поведения дети показали, анализируя моральную ситуацию «Игрушками нужно делиться». Воспитанники этой группы не знали правильного ответа на вопрос беседы, не могли правильно оценить ситуацию, или объясняли ее только с помощью педагога. О неосознанности этого правила свидетельствует тот факт, что даже объяснив моральную ситуацию с помощью педагога на картинке во время совместной деятельности, все равно не делились игрушками, отбирали их друг у друга, конфликтовали.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)