Сравнение практически-деятельностного поведения детей с особыми потребностями
Лучше практически-деятельностное поведение развито у эгоцентрично-лабильных детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью. Некоторые навыки они уже имеют в начале пребывания в учреждении, а в конце пятого года коррекционно-воспитательной работы с ними почти все элементарные правила поведения этого типа усваиваются ими и переходят в разряд привычек. В старшем возрасте эти дети пользуются предметами деятельности, знают их, не нуждаются в посторонней помощи и указаниях. Они усваивают порядок действий и придерживаются последовательности самостоятельно. Нужно указать, что развитие практически-деятельностных навыков поведения находится у них не на одинаковом уровне.
Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью эмоционально-лабильного типа реагируют на нарушителей поведения, могут самостоятельно прийти на помощь товарищу. В других случаях они пытаются указать на нарушителя педагогу и ждут от него похвалы за свой поступок. С каждым годом пребывания в заведении они пытаются вести себя правильно, совершенствуют свои знания, могут в некоторой степени переносить знания практически-деятельностного поведения в другие ситуации. Этому способствуют такие черты характера этой категории детей, как склонность к подражанию и потребность в получении эмоционального удовольствия от похвалы и благодарности взрослого.
С каждым годом пребывания в заведении у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью эмоционально-лабильного типа уменьшается количество нарушений поведения. Они пытаются придерживаться требований, предъявляемых им взрослыми в процессе деятельности. Эта группа детей в определенной степени осознает необходимость работать в соответствии с общепринятыми нормами.
Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью с пассивно-индифферентным типом поведения в начале пребывания в заведении почти не имеют практически-деятельностных навыков. В определенной степени они могут пользоваться столовыми предметами, поскольку от этого зависит удовлетворение их физиологических потребностей. В своей деятельности они долгое время нуждаются в помощи, самостоятельной потребности для выполнения определенных практических действий у них не возникает. Они могут длительное время сидеть на одном месте, не обращая при этом на других детей и воспитателя никакого внимания. Правил практически-деятельностного поведения они практически не соблюдают, хотя в некоторых случаях педагог замечает, что они их знают, и поэтому окружающим трудно понять и определить их уровень.
Несмотря на свою пассивность и апатичность, безынициативность они усваивают нормы и правила. На третий год пребывания в заведении уже знают назначение и умеют пользоваться мылом, полотенцем, частично самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок за столом. На пятом году проведения с ними коррекционно-воспитательной работы большинство детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью этой группы не нуждаются в помощи со стороны педагога. И некоторые из них с пассивно-индифферентным типом поведения все еще постоянно зависят от взрослых.
Пассивно-индифферентные дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью по сравнению с другими группами очень мало нарушают правила во время деятельности. Чаще всего нарушения происходят под влиянием других воспитанников. Иногда конфликты возникают в тех случаях, когда кто-то из детей отбирает у данного субъекта игрушки, хлеб, вещи. В этом случае индивид не жалуется педагогу, не пытается вернуть свои вещи обратно, а пытается незаметно забрать нечто подобное у других. На этой почве часто возникают конфликты, в которых дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью пассивно-индифферентного типа в большинстве случаев являются пострадавшей стороной.
На нарушение правил практически-деятельностного поведения другими дети этой группы внимания не обращают, воспитателю не сообщают и самостоятельно исправить нарушения у них желания не возникает. В старшем возрасте они уже часто осознают потребность в соблюдении правил практически-деятельностного поведения и даже иногда делают самостоятельно замечания нарушителю. При этом они достаточно четко копируют педагога - его тон, мимику, жесты. К взрослым обращаются достаточно редко. Даже в тех случаях, когда им крайне необходима помощь или указание - они просто подходят к воспитателю и терпеливо ждут, когда он обратит на них внимание. Взрослого не перебивают. В большинстве случаев они аккуратные, бережно относятся к своим вещам, любят все аккуратно складывать. Часто педагог просит таких детей после того, как другие заправили постели пройти и поправить их. Эту задачу выполняют с удовольствием. Если кто-то из этой группы воспитанников научился правильно выполнять определенные операции - он становится в этом вопросе даже педантом.
Агрессивно-возбудимые дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью в начале пребывания в заведении уже имеют определенные навыки практически-деятельностного поведения. Большинство из них, в отличие от пассивно-индифферентной группы воспитанников, умеют пользоваться мылом, зубной щеткой, столовыми предметами, частично знают и соблюдают последовательности в этом. С помощью коррекционно-воспитательной работы эта группа детей приобретает еще больше знаний и навыков. Если в начале своего пребывания в специальном учреждении почти все дети агрессивно-возбудимого типа нуждаются в помощи во время деятельности по самообслуживанию, то за пять лет они полностью отказывают от нее.
Хотя эта группа воспитанников достаточно неплохо ориентируется в правилах практически-деятельностного поведения, но неуравновешенность психики, склонность к агрессивности во время совместной работы мешает им в формировании навыков. Развитию навыков практически-деятельностного поведения и превращению их в устойчивые привычки мешает и негативизм к воспитателям. Они часто отказываются выполнять их поручения, проявляют упрямство умным советам. Эти дети не любят получать помощь от взрослых, от своих товарищей и это в определенной степени ограничивает их практический опыт.
Агрессивно-возбудимые дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью частично осознавая правила практически-деятельностного поведения, в то же время нарушают их. Они не могут управлять своей эмоциональной сферой. Вся их деятельность строится на эмоциональном удовлетворении: операции, которые удовлетворяют потребности таких индивидов и вызывают у них положительные эмоции являются правильными и нужными с их точки зрения. И наоборот, деятельность, которая не вызывает такого эффекта, является неправильной. Самостоятельно не соблюдая правил поведения, они в то же время следят за их соблюдением другими детьми, и если кто-то из них нарушает их - могут ударить, оскорбить, но при этом воспитателю жалуются очень редко. На помощь товарищам почти не приходят.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью этого типа чрезвычайно медленно образуются навыки бережного отношения к вещам. Они не хотят складывать аккуратно одежду, часто рвут ее. В любой деятельности они стремятся занять руководящее положение. Поскольку эти дети имеют неплохие физические данные - часто это им удается. Самостоятельного стремления к выполнению любой деятельности у них не наблюдается. Во всем нужно руководство и присутствие педагога при ее выполнении. Если поблизости нет взрослого - пытаются свою работу переложить на более слабого сверстника.
Таким образом, можно констатировать, что дети разных групп имеют неодинаковые навыки в начале пребывания в заведении и, имея возможности, неодинаково усваивают нормы и правила поведения практически-деятельностного типа.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)