Группы детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью
Обобщив показатели поведенческого профиля, результаты беседы и проведя наблюдения, можно выделить три группы детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью в зависимости от особенностей практически-деятельностного поведения.
Эгоцентрично-лабильный тип. К этой группе относятся дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, поведение которых характеризуется повышенной эгоцентричной направленностью, импульсивностью и часто зависит от их состояния, отношения к взрослому, к определенной деятельности. Они с начала пребывания в заведении имеют определенные навыки практически-деятельностного поведения: неплохо усваивают правила, систематизируют их. Но необходимо отметить, что все их поведение основывается на стремлении привлечь к себе внимание. Поэтому они пытаются правильно выполнять все действия, первыми осваивают навыки самообслуживания. Эти дети стремятся принимать участие в любой деятельности и это дает им возможность путем проб и ошибок усвоить правила практически-деятельностного поведения. Они стремятся быть в центре внимания своего «объекта удовольствия» (которым в данном случае выступает педагог) и ревниво относятся к посягательствам других детей на их положение.
У этих детей, по сравнению с другими, неплохо развита речь. Это дает им возможность правильно понимать просьбы педагога, его объяснения и также влияет на уровень их знаний о правилах практически-деятельностного поведения. При возникновении каких-либо трудностей они любят обращаться к педагогу за помощью и никогда не отказываются от нее. Эта группа детей достаточно активна, они любят работать, с удовольствием моют пол, дежурят в столовой, убирают территорию. В процессе этой деятельности они получают указания и помощь со стороны взрослых, что развивает у них необходимые навыки. Работа в различных ситуациях дает возможность эгоцентрично-лабильным детям с умеренной или тяжелой умственной отсталостью менять и совершенствовать свои навыки, лучше осознавать потребность в них. Дети этой группы неплохо ориентируются по сравнению с другими воспитанниками в общественной среде, доброжелательные к педагогам, родителям и, вследствие этого, получают больше положительных эмоций. Эти положительные эмоции стимулируют образование у них новых мотивов к деятельности. Дети с умеренными или тяжелыми интеллектуальными нарушениями эгоцентрично-лабильного типа лучше усваивают нормы и правила. В процессе практической деятельности, от которой они не отказываются и к которой стремятся, знания превращаются в навыки, а затем и в устойчивые привычки поведения практически-деятельностного типа.
Индифферентно-пассивный тип. К этой группе относятся дети, обладающие отсутствием интереса к окружающей действительности. Эти субъекты могут часами сидеть, держать в руках игрушку или другой предмет и даже не манипулировать им. Воспитателю трудно, в некоторых случаях даже невозможно, заинтересовать их любой деятельностью. На начальных этапах коррекционно-воспитательной работы на попытки воздействия на них отвечают проявлениями негативизма - плачут, залезают под парту, прячутся в уголок и тому подобное. Эти дети очень медленно осваивают знания и правила практически-деятельностного поведения. Всей их деятельности присуще неосознанное автоматизированное выполнение работы по самообслуживанию. Они пропускают отдельные действия, не соблюдают последовательности. Например, придя в ванную комнату такой ребенок может просто постоять возле умывальника и при этом даже не включить воду. Негативное влияние на развитие навыков и привычек практически-деятельностного поведения у пассивно-индифферентных детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью имеют фобические реакции - страхи воды, нового человека, высокого звука и тому подобное. Эти невротические состояния обусловливают определенное отношение ко всей практической деятельности, тормозя ее становление и развитие.
Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью этой группы не проявляют самостоятельно активности при выполнении определенных задач, действуют только по указанию взрослого и под его непосредственным руководством. Обделенные таким вниманием становятся беспомощными, теряются, начинают нервничать и через некоторое время просто отказываются от ее выполнения. За помощью почти никогда не обращаются. В начале пребывания в заведении окружающие дети и их деятельность не привлекают их внимание. Постепенно включаются в коллективную деятельность и в своей работе копируют других.
У детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью пассивно-индифферентного типа недостаточно развита речь, а некоторые из них не владеют речью вовсе. Это также негативно влияет на усвоение ими практически-деятельностного поведения: они не понимают обращения воспитателя, других детей и, вследствие этого, плохо осознают правила. Неразвитость экспрессивной, а затем и импрессивной речи не дает им возможности самостоятельно организовать свою деятельность в определенной последовательности. Таким образом, развитие практически-деятельностного поведения напрямую зависит от развития у них речи. Понимание обращенной речи обуславливает готовность этих детей к выполнению определенной деятельности при внешних указаниях. Сформированность элементов экспрессивной речи дает перспективу для развития у этой группы воспитанников навыков элементарной саморегуляции собственной деятельности, превращения их в устойчивые привычки практически-деятельностного поведения.
При формировании навыков поведения необходимо учитывать, что, хотя основная черта этих детей - пассивность, обусловленная несформированностью мотивационной сферы, но постоянное включение их в деятельность, самостоятельное подражание и наблюдение за поведением других помогает им частично усвоить определенные нормы и правила.
Агрессивно возбудимый тип. Поведение этих детей характеризуется развязностью. Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью данной группы на вмешательство педагога с целью помощи или руководства при выполнении определенной деятельности реагируют резко негативно - могут плеваться, разбрасывать и ломать вещи, иногда даже пытаются ударить взрослого. Такое положение кратковременное, и после этого они спокойно некоторое время могут работать и играть с другими. Во время совместной игры дети этой группы негативно и агрессивно относятся к товарищам и поэтому сверстники отказываются сотрудничать с ними.
Эти дети достаточно активны, но долгое время заниматься одной деятельностью не могут - возбуждаются, растормаживаются, внимание их рассеивается, они забывают порядок выполнения действий. К советам педагогов отношение выборочное: прислушиваются к взрослым, которым симпатизируют, стараются сдерживать в их присутствии свои эмоции, а на советы воспитателей, к которым они относятся негативно не обращают внимания, игнорируют и довольно часто стараются действовать наоборот. Во время отсутствия при выполнении работы взрослого становятся агрессивными, бьют своих сверстников.
У некоторых из детей этой группы наблюдается неплохое развитие речи, что влияет на усвоение правил практически-деятельностного поведения. Они понимают обращенную к ним речь, и стремление выполнить просьбу у них наблюдается редко. Словесная инструкция не является достаточным стимулом для выполнения задания агрессивными детьми с умеренной или тяжелой умственной отсталостью. На их поведение оказывают более действенное влияние поощрения: они любят получать подарки, похвалу, благодарность и в некоторых случаях пытаются сдерживать свои эмоции. При работе с этой группой детей возможно применение и наказаний, которые являются тем стимулирующим мотивом, который не позволяет накапливаться возбуждению и тормозит формирование негативных практически-деятельностных навыков и привычек.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)