Правила как функция регулятора поведения у детей инвалидов
Нужно отметить, что у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью этой группы правила не всегда выполняют функцию регулятора поведения. Нормы частично осознаются, но, в то же время, нарушаются. Поведение чаще нарушается ними в отсутствии педагога. Воспитатель представляет собой определенное предостережение для ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Причем, у них заметна такая особенность - нарушение поведения зависит от отношения субъекта к воспитателю. Положительные, доброжелательные отношения воспитанника с педагогом заставляют даже детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с резко агрессивными правилам сдерживать свои эмоции и придерживаться определенных норм и правил.
Развитие практически-деятельностного поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью третьей группы находится не на одинаковом уровне. Одни из них лучше ведут себя в спальне, другие - в ванной комнате, но в столовой поведение почти у всех находится на высоком уровне. Во время приема пищи они не толкаются, не мешают друг другу, не забирают у товарищей хлеб, благодарят и убирают после себя посуду и т.д.
Пример практически-деятельностного поведения воспитанника с умеренной умственной отсталостью третьей группы:
Мальчик, 12 лет, сведений о родителях нет. Навыки пользования санитарно-гигиеническими предметами у него есть, но мылом пользоваться не хочет, последовательность соблюдает. Знает основные правила поведения в ванной комнате. Любит поиграть водой, возбуждается и начинает обливать детей. Нарушает поведение не часто, в основном под влиянием товарищей. Нарушение правил сверстниками замечает четко и делает замечания самостоятельно, в редких случаях помогает им, к воспитателю не обращается. Правила поведения в ванной комнате осознает не полностью. Понимает, что нужно быть чистым и опрятным, но объясняет так: «Чтобы воспитатель не ругала», «Чистым быть хорошо. Чистый. Хороший».
Знает назначение столовых предметов, умеет ими пользоваться. Правила поведения в столовой не нарушает. Другим детям не мешает, ест спокойно. Его довольно трудно отвлечь от процесса приема пищи, а если кто-то из детей или взрослых пытается это сделать - обижается и даже может ударить. («Чтобы не мешал. Я ем» - так объясняет свое поведение). После того, как он наелся, внимательно следит за другими детьми и делает замечания.
Самостоятельно одевается. В помощи не нуждается. Основные правила поведения в спальне знает и в то же время нарушает их. Перед сном очень возбуждается, часто отказывается ложиться в постель. Его трудно успокоить. Это удается лишь после того, как возле него садится воспитатель и читает детям рассказ или сказку. Среди ночи часто встает и, если няня не заметила этого - прячет одежду товарищей. Спрятав, забывает место и утром не может найти. Поэтому с детьми часто возникают конфликты. Если кто-то другой нарушает дисциплину - делает замечание самостоятельно, даже может ударить нарушителя. Одежду не бережет, разбрасывает, самостоятельно не складывает. Необходимо присутствие взрослого для контроля его действий. Правил поведения придерживается только в присутствии педагога, что говорит об их неполном осознании.
У детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью лучше развиты навыки практически-деятельностного поведения в столовой. Уже в начале своего пребывания в заведении многие из них пользуются столовыми предметами, а к концу пятого года практически-деятельностное поведение развивается почти у всех. Сформированность поведения в спальной и ванной комнатах развита хуже. Большинство из них нуждается в помощи взрослого во время одевания и раздевания, заправки постели и тому подобное. Воспитанники плохо умеют пользоваться санитарно-гигиеническими предметами. Во время процедур должен присутствовать воспитатель, который давал бы необходимые указания, объяснения, следил за детьми. Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью к концу пятого года пребывания в заведении приучаются самостоятельно себя обслуживать и пользоваться предметами гигиены. В помощи в этом возрасте нуждаются лишь отдельные индивиды.
В начале обучения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью знания норм и правил поведения характеризуются хаотичностью, ограниченностью и несовершенством. Во время коррекционно-воспитательной работы они систематизируются, приобретают определенное содержание, и уже на пятом году пребывания в заведении их уровень в различных ситуациях почти одинаков.
Зная нормы, дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью их часто не соблюдают. Они нарушают дисциплину, мешают товарищам, конфликтуют, отбирают друг у друга игрушки, еду, вещи. Такое поведение присуще тем воспитанникам, которые только пришли в детский дом. Но постепенно они дисциплинируются и количество нарушений в ванной комнате и столовой уменьшается. В противоположность этому, нарушение правил поведения в спальне растет, начиная со второй группы. Это обусловлено физиологическим созреванием детей, ростом у них возбуждения.
В первой группе дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью не реагируют на нарушения поведения своими товарищами. Очень редко кто-то из них обращается по этому поводу к педагогу, если нарушение не касается данного индивида лично. Во второй группе воспитанники больше замечают нарушителей и указывают на них воспитателю, чтобы получить от него вознаграждение. Следует отметить, что они зачастую не могут сдержать свои эмоции и начинают подражать поведению нарушителя. Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью третьей группы замечают нарушения поведения, указывают на это воспитателю и могут самостоятельно сделать замечание. Они могут прийти на помощь к сверстнику и младшим детям, объяснить, как, по их мнению, нужно действовать правильно. Часто эти объяснения не совпадают с объяснениями взрослого, но на детей, особенно младшего возраста, имеют достаточно действенное влияние. Помощь товарищам эти дети оказывают в при отсутствии взрослых, что свидетельствует о более осознанном отношении к правилам. Некоторые навыки у них уже превратились в привычное поведение.
Осознанность практически-деятельностного поведения детьми с умеренными или тяжелыми интеллектуальными нарушениями находится на достаточно низком уровне. Дети первой группы совсем не осознают правил, не знают, для чего нужно соблюдать дисциплину в ванной и спальной комнатах, в столовой и на прогулке. Они не умеют переносить уже усвоенные правила в другие ситуации. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью второй группы уже появляется частичное осознание поведения практически-деятельностного типа. Это осознание характеризуется избирательностью: они запоминают и пытаются придерживаться тех правил поведения, которые приносят им эмоциональное удовлетворение. В третьей группе воспитанники более сознательно относятся к правилам, стараются не нарушать дисциплину, но в их поведении доминируют эмоции, и это приводит к тому, что зная, что поведение нарушать нельзя, они все равно не соблюдают правил под влиянием поведения других. При изменении ситуации они теряются, не знают, как нужно себя вести. В этом случае дети или замыкаются в себе, перестают реагировать на окружающих, или растормаживаются, возбуждаются, начинают нервничать и их трудно успокоить.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)