Пример практически-деятельностного поведения воспитанника с умеренной умственной отсталостью
Девочка, 6 лет, умеренная умственная отсталость. Мать страдает олигофренией легкой степени умственной отсталости.
Водой, мылом и полотенцем пользуется при напоминании, о зубной щетке узнала в заведении и долго не хотела ею пользоваться. Последовательности не соблюдает, пропускает действия. Правил поведения в ванной комнате не знает. Нарушая поведение, не осознает этого, обижается, если ей делают замечания и продолжает делать так же. За другими детьми нарушений не замечает, часто сама копирует негативное поведение. Необходимость соблюдать санитарно-гигиенические нормы не осознает, требует постоянного контроля со стороны взрослого. В некоторых случаях может сама проявить инициативу - пойти в ванную, но это говорит о том, что она хочет поиграть в воде.
Ложкой пользуется правильно, держит ее в правой руке, за столом горбится. Пытается есть аккуратно, не проливать, не спешить, иногда за столом крошит хлеб. У нее есть некоторые знания о правилах поведения за столом. После окончания ставит на место стул, может отнести тарелки, но, в основном, ей нужно об этом напоминать. Благодарить научилась только в конце первого года пребывания в учреждении. Часто забывает. Правила поведения за столом хоть плохо знает, но смотрит на поведение старших детей и в основном их не нарушает. Может засмеяться, заплакать, иногда скрывается под стол. Во время еды на нарушения товарищей внимания не обращает. Если у нее кто-то из детей забирает хлеб - плачет и сразу бежит жаловаться к педагогу. Необходимость соблюдать нормы поведения за столом не осознает, все выполняет только по указанию.
Самостоятельно одеться и раздеться не умеет, нуждается в помощи воспитателя или няни. Не может застегивать пуговицы, зашнуровывать шнурки, неправильно надевает штаны и тому подобное. Последовательности при одевании и раздевании не соблюдается. Может начать снимать штаны, не сняв ботинок. Это у нее не получается и поэтому она по ним топчется, часто падает и плачет. Выводов не делает и если воспитатель не проследил, снова начинает раздеваться так же и делает те же ошибки. Обращается за помощью и плачет. Любит, чтобы ей помог кто-то из старших детей. Как правильно вести себя в спальне не знает, бегает, разбрасывает вещи, никого из детей не затрагивает, но очень возбуждается. Потом долго не может уснуть и плачет. Быстро засыпает, если ей воспитатель читает сказку. Нарушение правил другими детьми может заметить и сразу же рассказывает об этом воспитателю. Это в том случае, если она уже заучила, что так делать нельзя. В других случаях сама начинает подражать плохое поведение. Несмотря на то, что разбрасывает свою одежду, она любит, чтобы одежда была аккуратно сложена у кровати. Замечает все дефекты на ней и сразу же показывает воспитателю. Постоянно чистая и аккуратная.
Наблюдая за поведением детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью второй группы, замечаем, что у большинства из них сформированы навыки пользования столовыми приборами и санитарно-гигиеническими предметами. Эти дети умеют пользоваться мылом (нужно только отметить, что желание им пользоваться возникает достаточно редко и не у всех), полотенцем, зубной щеткой, ложкой, чашкой и тому подобное. Они знают о назначении каждого предмета.
Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью данной группы знают основные правила поведения в столовой и в ванной комнатах: не забирать чужого, вежливо попросить, поблагодарить, не мешать товарищам, вести себя спокойно, не торопиться и тому подобное. Чаще всего в ванной и столовой нарушают поведение дети с агрессивным типом характера: мешают другим, играют во время выполнения процедур, отбирают вещи и тому подобное. Если кто-то из детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью за столом нарушает поведение и это не касается конкретного лица, то такой субъект внешне не проявляет на это никакой реакции. В ванной наоборот, одни дети начинают плакать, другие пытаются сделать замечание, толкнуть или ударить нарушителя, третьи идут и рассказывают воспитателю. Довольно часто дети этого возраста начинают подражать поступки нарушителя. При этом они чрезвычайно возбуждаются, и успокоить их очень трудно. У них уже есть желание выполнить определенные действия правильно, но соблюдение правил еще только начинает вызывать эмоциональное удовлетворение и поэтому об осознанности практически-деятельностного поведения говорить рано.
Эти дети уже изучили распорядок жизни учреждения и, придя в спальню, сразу же начинают раздеваться и складывать одежду. Некоторые из них при этом нуждаются в помощи воспитателя. Некоторые дети, зная, что товарищ самостоятельно не может раздеваться, подходят и помогают ему. При этом они обязательно наблюдают за педагогом, за его реакцией, ожидая поддержки их инициативы. Если воспитатель заметил и похвалил ребенка - очень этим довольны. Но, когда поблизости педагога нет, - желание помочь товарищу у этой категории воспитанников возникает крайне редко. Такое поведение свидетельствует не о сознательном соблюдении норм и правил, а о том, что индивид действует ради эмоционального удовлетворения, которое получает после благодарности или похвалы от педагога. Навыки у них еще не стали привычными.
Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью второй группы знают основные правила поведения в спальне, у них возникает меньше нарушений по сравнению с детьми первой группы. Они уже пытаются следить за своей одеждой, ремонтировать ее. Большинство из них учатся вышивать и часто по рекомендации педагога начинают украшать свой гардероб вышивками. Но аккуратно раздеться и правильно составить свою одежду многие из них еще не умеют, и воспитатель должен обязательно проследить за этим и в случае необходимости помочь им.
У детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью данной группы мы можем наблюдать более четкое отношение к педагогу. При этом их условно можно разделить на три группы - первые любят обращаться к взрослому, требуют от него внимания, другие на педагога реагируют негативно и даже иногда с проявлением агрессии, третьи внешне на деятельность воспитателя не обращают никакого внимания, но к нему прислушиваются.
Пример практически-деятельностного поведения воспитанника второй группы:
Мальчик, 9 лет, пришел из детского дома с диагнозом: олигофрения, умственная отсталость умеренной степени. Сведений о протекании родов и о родителях нет. В детский дом его принесли милиционеры.
Мылом, полотенцем, зубной щеткой пользуется правильно, придерживается последовательности. Основные правила поведения в ванной комнате знает и, замечая нарушения за другими детьми, обращает на это внимание воспитателя, в отдельных случаях делает замечания сам, обязательно ожидая благодарности от воспитателя. Поведение в ванной нарушает под влиянием других детей. Может бегать, обливаться, мешать и тому подобное. Игорь умывается долго, ему нравится сам процесс, но часто перед обедом забывает помыть руки (наверное, под действием более сильного раздражителя) и ему нужно постоянно об этом напоминать.
В столовой поведение не нарушает. Он так увлекается процессом, что на других детей внимания не обращает. Заканчивает обед всегда раньше других и наблюдает за товарищами. Если кто-то из них нарушает поведение - начинает давать замечания, копируя воспитателя. Знает назначение всех столовых предметов, умеет ими пользоваться. Пытается есть аккуратно, но это у него получается еще недостаточно хорошо. Имеет парезы верхних конечностей и, поэтому проливает и крошит хлеб. Знает основные правила поведения в столовой, но для чего их нужно соблюдать - объяснить не может.
Раздевается и одевается самостоятельно. Часто обращается за помощью к воспитателю, хотя в большинстве случаев в ней не нуждается. Одевается аккуратно, замечает недостатки одежды у своих товарищей и обращает на это внимание взрослого. Иногда пытается помочь мальчику, над которым «шефствует». Одежду складывает неаккуратно, разбрасывает по всем комнатам, забывает, где положил. Но, несмотря на это, к одежде относится бережно, показывает педагогу все дефекты и при этом очень переживает. Необходимость соблюдать правила поведения в спальне не осознает, часто нарушает дисциплину под влиянием других детей.
У детей третьей группы навыки пользования предметами развиты довольно неплохо. Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью этой возрастной группы знают их назначение, не нарушают последовательности, достаточно аккуратные. У них сформированы основные знания о правилах практически-деятельностного поведения. Большинство из них адекватно реагируют на нарушения норм и правил другими воспитанниками, обращая на это внимание педагога, или пытаются исправить их самостоятельно. Иногда это проявляется через агрессию: могут толкнуть, ударить и т.п.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)