Нарушения поведения детей с особыми потребностями
Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью третьей группы по-разному реагируют на нарушения поведения своими товарищами. Одни обращают на это внимание воспитателя: «Я сказал воспитателю. Так нельзя. Я же не делаю так», другие делают замечания сами – «Я его ударил», «Я забрал у него и положил сам». Такие ответы встречаются у детей физически сильных, агрессивных. Третьи, хотя и замечают нарушения, но замечания не делают.
На пятом году пребывания в заведении дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью уже лучше осознают потребность в правильном поведении. На вопрос экспериментатора, для чего нужно правильно вести себя в различных ситуациях, дети ответили:
- Чтобы быть чистым, опрятным. Смотреть приятно.
- Потому что работаем. Руки трудятся. Можно заболеть.
- На тебя приятно смотреть, когда хорошо есть. Другим не мешаешь.
- Если не аккуратно много потом убирать. Жалко (уборщицу).
- Нового нет. А если эта одежда порвется, то в чем ходить будем?
В этих ответах заметны штампы, которые дети усвоили от воспитателей. Но, хоть и на уровне штампов, можно говорить об определенной осознанности при соблюдении правил поведения практически-деятельностного типа. У этих воспитанников на пятом году пребывания в специальном учреждении сформировались определенные привычки поведения. Они элементарные, в основном проявляются только в привычных ситуациях, но дают возможность индивиду частично приспособиться к жизни в общественной среде.
Следующая стадия исследования поведения практически-деятельностного типа детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью включала наблюдение за специально подобранными параметрами. Для того чтобы дети вели себя непосредственно воспитатели предварительно познакомились с ними, адаптировались к их среде. Они привыкли к присутствию постороннего лица и вели себя раскованно. Полученные протоколы анализировали по модифицированной схеме.
Поведение в ванной комнате.
- Умеет ли ребенок пользоваться мылом, полотенцем, зубной щеткой, нет ли нарушения последовательности.
- Знает ли основные правила поведения в ванной комнате.
- Есть ли нарушения поведения. Что это за нарушения и как они проявляются.
- Как реагирует на нарушения поведения другими детьми.
- Осознает ли соблюдение правил поведения во время водных процедур.
Поведение в столовой.
- Есть ли навыки пользования столовыми приборами.
- Знает ли основные навыки поведения за столом.
- Нарушает ли поведение за столом и как это проявляется.
- Реагирует ли на нарушение поведения во время приема пищи другими детьми и каким образом.
- Осознает ли необходимость правил поведения за столом.
Поведение в спальной комнате.
- Умеет ли самостоятельно одеваться и раздеваться. Насколько нуждается в помощи.
- Знает ли основные правила поведения в спальне.
- Какие нарушения поведения в спальной комнате наблюдаются наиболее часто. В каких случаях.
- Реагирует ли на нарушения поведения другими детьми.
- Как относится к своей одежде и осознает ли соблюдение правил поведения в спальне.
Проводя наблюдения, было замечено, что у детей первой группы лучше развиты навыки пользования столовыми приборами. Все дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью пользуются ложкой, держа ее в правой руке, и во время еды проливают суп, крошат хлеб, некоторые из них сразу же хватают чашку и не отпускают его до конца приема пищи. Воспитанники первой группы часто конфликтуют за столом, отбирают друг у друга хлеб. Педагог должен обязательно присутствовать во время приема пищи и следить за дисциплиной. В начале пребывания в заведении они не обращают внимания на нарушителей поведения и не осознают потребность в его соблюдении. Такое поведение особенно ярко проявляется в первые месяцы пребывания ребенка в учреждении. Одни не могут спокойно сидеть за столом, постоянно встают, перебегают, выхватывают еду руками, другие так углубляются в процесс, что не могут от него оторваться и привлечь их внимание чем-то другим чрезвычайно трудно. В случае, когда воспитатель хочет оказать помощь, показать, как нужно правильно пользоваться столовыми приборами - плачут, залезают под стол и т.д.
Практически-деятельностное поведение в ванной и спальной комнатах у детей с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями в начале пребывания в заведении почти не развито. Они не умеют пользоваться мылом, полотенцем, большинство из них не знает назначения зубной щетки, не умеет самостоятельно одеваться и раздеваться. Во время раздевания дети разбрасывают вещи по комнате, бегают в одних случаях, а в других - просто сидят и ждут, когда их разденет педагог. Часто они подражают правильное поведение своих товарищей и при этом чрезвычайно возбуждаются. Они не осознают того, что таким образом действовать нельзя.
В своей деятельности в начале пребывания в заведении они руководствуются только указаниями педагога. Причем взрослый не только должен дать указание к действию воспитаннику, но и проследить, показать, а зачастую и помочь в пользовании тем или иным предметом в различных ситуациях. Иногда, прежде чем научить правильному поведению предметно-деятельностного типа, педагог должен преодолеть страх ребенка с умеренной или тяжелой умственной отсталостью перед ним. Например, мальчик панически боялся воды. На любые попытки завести его в ванную комнату реагировал резко отрицательно - падал, начинал кричать, плакать. Тогда педагог начал не заносить его в ванну, а приносить воду к нему в спальню, запускать в миску кораблики, черепах и только таким образом помыть ему руки. Лицо и шею в начале пребывания в заведении ему вытирали полотенцем. Но постепенно, к концу первого года пребывания в заведении этот ребенок научился не бояться воды, и воспитатель мог уже привести его к крану и помыть ему руки и даже лицо. Однако самостоятельного стремления умываться у него не возникало. Он также за первый год обучения в заведении не захотел пользоваться при выполнении водных процедур мылом.
На первом году пребывания в заведении дети практически не владеют правилами поведения. Это касается даже тех детей, которые пришли из семей, где ими занимались. Не зная правил, ребенок даже в незначительной мере не может управлять своим поведением и поэтому нарушает его на неосознанном уровне. Поэтому основная задача, которую ставит перед собой педагог при планировании коррекционно-воспитательной работы на этом этапе, заключается в как можно более полном и лучшем ознакомлении воспитанников с правилами. Лучшему запоминанию основных норм помогают поощрения в виде конфет, яблок, обещаний дать дополнительную порцию компота во время обеда тем детям, которые будут стараться правильно себя вести. И хотя они через некоторое время делают те же ошибки и снова нарушают правила, неоднократные повторения дают положительный результат и постепенно индивид запоминает поведенческие нормы. Наказание в этом возрасте не используется, так как в большинстве случаев не дает положительного результата, а приводит к противоположному результату.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)