Характеристика поведения детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью
Поведение субъекта представляет собой не просто совокупность реакций на внешние воздействия, а выступает как активная деятельность, направленная на изменение социальной и материальной окружающей среды. В процессе развития индивид овладевает исторически сложившимися видами деятельности, как бы «присваивает» себе то, что создано обществом, и вместе с тем в деятельности он приспосабливается к жизни общества.
Формирование поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью начинается с первых дней целенаправленного коррекционного воздействия на них. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют не только различные нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, но и различные навыки, разный опыт, полученные в разных условиях воспитания. Поэтому, прежде чем начать работу по формированию и развитию у них навыков социального поведения, важно определить уровни и особенности уже сложившихся ее проявлений.
Дефект, как известно, модифицирует социальные отношения ребенка. В процессе социального развития индивида происходит формирование внутренних движущих сил личности, ее субъективного мира, причем некоторые установки, которые уже сформировались, могут вступать в споры с требованиями, которые ставят перед ним окружающие, что приводит к возникновению напряжения и неадекватных реакций. Одно из преимуществ формирования поведения практически-деятельностного типа у данной категории детей заключается в том, что они, самостоятельно не умея выполнять действие, во всем полагаются на воспитателя. Если педагог сделал правильное объяснение и с помощью многократного повторения закрепил его - у них формируется правильный, а иногда и единственный стереотип поведения.
Проводя исследования практически-деятельностного аспекта поведения стояла задача выявить оценку, которую дают поведению своих воспитанников воспитатели. Для этого был составлен поведенческий профиль, на вопрос которого педагогам предложили ответить. Вопросы поведенческого профиля:
- Фамилия и имя воспитанника.
- Сколько лет находится в заведении?
- Умеет ли ребенок пользоваться предметами деятельности?
- Придерживается ли последовательности при выполнении действия?
- Имеет ли автоматизированные навыки действующего поведения?
- Часто ли в своей деятельности обращается к педагогу?
- Самостоятельно ли выполняет действия? Насколько нужна помощь?
- Может ли ребенок переносить свои знания в другие ситуации?
- Возникает ли у ребенка потребность в деятельности и в каких случаях?
- Пытается ли ребенок передать свои знания товарищам? Каким образом?
- Как влияет на поведение воспитанников отсутствие педагога?
- Как ведет себя ребенок в случаях присутствия других взрослых?
- Как влияет на поведение ребенка поощрение? Наказание? Оценка их деятельности?
14. Как влияет эмоциональное состояние индивида на соблюдение им правил поведения?
Составляя вопросы поведенческого профиля, ставилась цель - узнать, как, по мнению педагогов, умеет ребенок пользоваться предметами деятельности, в какой степени автоматизированы данные навыки, нуждается ли в помощи, сознательно ли соблюдает правила, как реагирует на педагога во время деятельности, и какие поощрения или наказания влияют на его поведение практически-деятельностного типа. Исследованием были охвачены дети разных возрастов, которые учились в специальных детских домах для детей-инвалидов.
Первую группу образовывали дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 4-х до 8-ми лет. Такой широкий возрастной диапазон был обусловлен тем, что в эту группу приходят дети, начиная с 3-х летнего возраста. Причем уровень и санитарно-гигиенических навыков, и навыков самообслуживания, наличие поведенческих навыков и привычек, речи, развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, психики в целом различны в зависимости от условий, в которых жил и воспитывался данный ребенок. Вторую группу образовали дети 8-10 лет, которые уже имеют необходимые навыки самообслуживания и санитарно-гигиенические навыки, а третью - дети 11-13-и лет.
Ответы воспитателей свидетельствуют, что у детей первой группы выявлено отсутствие осознанности поведения, автоматизированные навыки находятся на достаточно низком уровне, ими владеет незначительное количество воспитанников. Но даже в этом случае они ограничены, примитивны и несовершенны. Подавляющее большинство детей не умеет пользоваться предметами деятельности: не одеваются, не пользуются мылом, полотенцем, плохо пользуются ложкой, чашкой и тому подобное. Несколько лучше умеют пользоваться предметами деятельности дети, которые пришли из детского дома. Они в большинстве случаев умели самостоятельно есть, просятся в туалет, пользуются горшком или унитазом. Дети, которые пришли из семей, где им уделялось слишком мало внимания, которые до этого находились в неблагоприятных в воспитательном плане семьях, ползают по полу, слизывают со стола.
В начале коррекционной работы все дети нуждаются в помощи со стороны воспитателя. Педагог помогает им одеваться, умываться, приучает самостоятельно есть, показывает правила пользования предметами. Часто возникают ситуации, когда ребенок совсем не способен к самообслуживанию и тогда воспитатель берет его руку и вместе с ним выполняет определенные движения. На помощь взрослого дети реагируют по-разному: одни не обращают на него внимания, и если он берет руку ребенка в свою и работает ней, не помогают, но и не мешают ему в этом, другие - реагируют негативно, плачут, пытаются его избегать, третьи - наоборот, постоянно требуют к себе внимания, сотрудничают с ним. Если педагог отсутствует, то дети не соблюдают правила поведения. Когда такая ситуация происходит во время приема пищи: дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью начинают отбирать друг у друга хлеб, сначала стремятся выпить компот («это сладкое»), начинают есть пищу руками, пьют из тарелки. В классе бесцельно бродят, ползают по полу, бегают.
Присутствие постороннего человека также влияет на них по-разному: одни начинают бегать, карабкаются на руки, стремятся заинтересовать незнакомца, другие - прячутся, бегут к педагогу за защитой, могут заплакать. Но все они через некоторое время привыкают к нему и так бурно уже не реагируют.
В начале пребывания в заведении поощрения и наказания не имеют влияния на практически-деятельностное поведение детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью. Поощрения могут их заинтересовать на короткое время, примерно на 2 минуты, после чего ребенок о них забывает, требуя вознаграждение. Эти дети в начале проведения с ними коррекционной работы не умеют переносить свои элементарные знания в другие ситуации, у них возникает необходимость в деятельности.
Анализируя беседу с воспитателем второй группы и проводя сравнение поведения этих двух групп воспитанников, можно сделать вывод, что у них оно развито лучше. Они умеют пользоваться предметами деятельности, придерживаются последовательности, не пропускают отдельные действия. Лучше у них развиты поведение в столовой: все пользуются ложками, знают назначения посуды, хотят есть аккуратно, большинство из них относит посуду и ставит на место стулья. Некоторые дети могут отнести посуду за себя и за товарища, но это зависит от их настроения. Очень любят дежурить в столовой. Практически-деятельностные навыки в спальной и ванной комнатах развиты хуже: они требуют указаний, а иногда и помощи со стороны воспитателя.
Эти дети еще не сознательно соблюдают правила практически-деятельностного поведения, у них не возникает потребности в деятельности, воспитатель должен постоянно направлять и руководить ими. Они не умеют переносить свои знания и умения в другие ситуации.
Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью данной группы более самостоятельные, могут придерживаться дисциплины при отсутствии педагога. Но если воспитатель отсутствует длительное время (до 10-15 минут), начинают безобразничать, возбуждаются, шумят и после этого их очень трудно успокоить. С незнакомым человеком стремятся войти в контакт, привлечь к себе его внимание, заинтересовать, и через некоторое время привыкают и перестают так активно реагировать на него.
Для этой группы детей большее значение приобретают поощрение в форме благодарности или похвалы. Поощрение в виде конфеты, яблока также оказывают значительное влияние на их поведение, но постепенно отходят на второй план. Наказание используется редко, хотя на отдельных умственно отсталых детей только оно имеет действенное влияние. Используя наказание педагог должен учитывать причину того или иного нарушения, вины и подобрать соответствующие методы воздействия. Если индивид нарушает поведение через перевозбуждение, задача воспитателя заключается не в применении наказания, а в подборе успокаивающей деятельности, переключении субъекта с одного вида на другой. Для детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью можно использовать только словесные наказания, иногда в сочетании с запретом выполнять определенную деятельность.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)