Поощрение в форме вознаграждения
Чаще всего в работе с детьми с умеренной или тяжелой умственной отсталостью используют поощрения в форме вознаграждения. На начальных этапах работы оно в основном направлено на удовлетворение физиологических потребностей индивида (конфета, яблоко, ласковое отношение), и постепенно начинает приобретать характер определенных индивидуальных стремлений и эмоционального комфорта (разрешить ребенку помыть пол в классе, полить цветы, пойти с младшими школьниками на прогулку, поехать на экскурсию и т.д.). При этом воспитатели объявляют о вознаграждении сразу же после одобрительного поступка. Если педагог делает это на следующий день или даже позже, то ребенком с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оно уже не осознается как оценка его определенного положительного поступка и его воспитательное значение теряется.
В коррекционно-воспитательной работе с детьми с умеренной или тяжелой умственной отсталостью большое значение имеет личный пример воспитателя. Дети с данными нарушениями чрезвычайно склонны к подражанию, что учитывают педагоги, строя свои взаимоотношения с ними. Ласковое, но требовательное отношение воспитателей к воспитанникам облегчает коррекционно-воспитательную работу. Дети уважают такого воспитателя, стремятся быть во всем на него похожими. Если воспитатель объединяет свою требовательность с доброжелательностью, честностью в отношениях, то воспитанники тоже начинают общаться с товарищами и взрослыми так же.
Довольно значительный вклад воспитателя в формирование товарищеских взаимоотношений в коллективе детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью. Эти воспитанники работают не вместе, а рядом. Каждый из них устанавливает связь с воспитателем, санитаркой, медсестрой, врачом, но между собой достичь этого они не умеют. Дети самостоятельно не объединяются в совместной деятельности даже в немногочисленные группы. Сделать это должен помочь им воспитатель. Он знакомит их между собой, называет их имена товарищам, обращается к ним сам и стимулирует к этому других. Педагог объединяет детей в пары во время прогулок, по дороге в столовую, развивает способы общения, решает конфликтные ситуации. Взрослый подает пример правильных взаимоотношений и стремится привить их детям.
Результативность воспитания детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью часто зависит не только от особенностей их психики, но и от того, насколько индивид способен воспринимать воспитательные воздействия. В большой степени результаты воспитания зависят от мастерства воспитателя, от его умения организовать педагогическое воздействие так, чтобы дети его восприняли.
Таким образом, описывая традиционные средства формирования социального поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью можно сделать выводы, что педагоги специальных заведений пользуются теми же методами и принципами работы, которые используются и в работе с детьми с нормальным психофизическим развитием. Но в детских домах они имеют свою специфику, обусловленную особенностями психического и эмоционально-волевого развития детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью. Эти особенности развития данной категории детей отражаются на качестве и количестве знаний о нормах и правилах социального поведения, на степени их осознанности и на возможностях оперирования ими.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)