Формирование навыков социального поведения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Социальное поведение формируется в процессе деятельности. Вне деятельности личность, тем более, которая имеет умеренные или тяжелые интеллектуальные нарушения, не развивается. И наоборот, чем разнообразнее деятельность, которой ребенок овладевает, тем лучше психическое развитие личности. Итак, чтобы управлять развитием личности необходимо определенным образом организовать ее деятельность и через нее влиять на эмоции и поведение субъекта. При этом методы воспитания являются средством организации деятельности и формирования во время нее соответствующих форм поведения.
Использование традиционных средств формирования социального поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью зависит от особенностей психики воспитанника. Медлительность протекания психических процессов возбуждения и торможения, выраженная конкретностью мышления, нарушением памяти, внимания, недоразвитием речи, отклонением эмоционально-волевой сферы обусловливают у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью достаточно медленное образование навыков и привычек.
Нужно отметить, что воспитание поведения у них должно начинаться с раннего возраста и требует от педагога большого терпения и настойчивости. Одной из основных черт поведения ребенка с умеренной или тяжелой умственной отсталостью является его низкая способность к торможению, которое играет значительную роль во всей нервно-психической деятельности субъекта и влияет на дальнейшее поведение. Приучение умственно отсталого ребенка к дисциплине, то есть умение использовать в своем поведении торможение, воздержание от одних действий и обязательное выполнение других является важным условием развития его личности. Сам ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не способен усвоить правила и нормы поведения, не умеет контролировать свои действия и исправлять ошибки. Любой навык и привычка приобретается данным субъектом только с помощью взрослого путем многократных повторений и упражнений.
На первых этапах процесс воспитания поведения у детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью детерминируется их органическими потребностями. Это достигается благодаря четкому соблюдению режимных моментов, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Четкий распорядок жизни является основой, на которой постепенно формируются способы поведения. Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, хоть и медленно, но все-таки осознают необходимость выполнения действий, связанных с режимными моментами выполнения их в определенной последовательности и в определенном темпе, который позволяет своевременно закончить тот или иной процесс.
Физиологическое значение режима достаточно велико: обеспечивая жизненный ритм, режим способствует правильному функционированию организма, четкому функционированию всех его органов и систем, создает условия для своевременного физического развития и полноценной психической деятельности ребенка. Четко продуманный и организованный режим не только упорядочивает жизнь детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, но в определенной степени определяет последовательность и содержание их индивидуальной и коллективной деятельности. Если ребенок в определенное время слышит фразу «нужно идти спать» он легко поддается данному требованию, ведь по своим физиологическим потребностям он уже хочет спать, потому что этому предшествовала активная физическая деятельность, достаточный промежуток времени от предыдущего сна. Индивид, слыша в одно и то же время слова «нужно идти спать» и выполняя этот приказ, привыкает к определенным требованиям, данные слова как символы начинают иметь для него объективное значение. Требования, которые в своей основе носят органические потребности становятся для детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью действующими.
Во время коррекционно-воспитательной работы педагоги должны придерживаться единой системы требований. Это стимулирует детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью не нарушать правила поведения в различных ситуациях. При этом во время воспитания учитывается, что способ реагирования ребенка на то или иное требование может быть создан и закреплен как в форме положительного, так и отрицательного поведения. Если негативная реакция закрепилась в поведении субъекта, то она может действовать и в тех случаях, когда не существует видимого повода для ее возникновения. Например, если во время умывания мыло попало в глаза, то ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отказывается пользоваться водой и в тех случаях, когда в этом процессе мыло отсутствует.
При этом требования должны быть четкими, неизменными, понятными для субъекта. Это является основой для формирования поведения и привития полезных навыков и привычек, ведь если их применяет к воспитаннику весь педагогический коллектив, то они помогают ребенку усвоить определенные действия и овладеть правилами поведения.
Требуя от детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью выполнения действия или соблюдения правил поведения в определенной ситуации, воспитатель обязательно контролирует этот процесс. Только после того, как действие превращается в привычку контроль ослабляется, но не исключается вовсе. Для этой категории воспитанников требования, направленные на соблюдение правил поведения, должны выдвигаться не только каждый день, но желательно и в одно и то же время. В этом случае они не становятся для ребенка неожиданными. Неожиданные требования тормозят глубоко умственно отсталого ребенка и довольно часто являются непосильным раздражителем для его нервной системы.
Формирование поведения детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью происходит путем усложнения педагогических требований, режима, материально-бытовых условий, содержания и организации деятельности. При этом учитывается ограниченность зоны ближайшего развития данной категории детей. Простые, доступные задания, так же, как и сложные, не вызывают эмоционального удовлетворения у субъекта и не имеют воспитательного эффекта. Для достижения положительного педагогического эффекта используются такие задачи, которые учитывают особенности психической сферы и имеют определенную сложность, преодолевая которую индивид получает эмоциональное удовлетворение.
При коррекционно-воспитательной работе с детьми с умеренной или тяжелой умственной отсталостью используют такой методический прием, как разделение материала на составные части. Воспитанники постепенно учатся выполнять каждое правило с нарастанием сложности. Например, при формировании правил поведения в столовой детей сначала приучают спокойно заходить, аккуратно есть, не крошить хлеб, не мешать другим, убирать посуду, благодарить. Воспитатели идут по пути от простого к сложному, от легкого к трудному, от индивидуального к общему. Во время этой работы педагог не только показывает воспитаннику преимущества положительной формы поведения, но и объясняет ее цели и необходимость.
Привитие привычек поведения не должно быть оторванным от среды, в которой воспитывается индивид. Среда оказывается тем источником и тем условием установления сложной системы связей, которые постепенно формируют у ребенка привычки поведения. Оно выступает относительно аномального субъекта как «идеальная» форма, которая не только определяет, но как бы ведет за собой его развитие.
Достаточно часто при организации коррекционно-воспитательной работы по привитию индивидам той или иной формы поведения предшествует работа, направленная на преодоление неправильного действия, полученного в семье или дошкольном учреждении. В тех семьях, где ребенок с умеренной или тяжелой умственной отсталостью становится объектом глобального ухода со стороны окружающих, возможности для коррекции его развития недостаточны. Родители стремятся дать такому ребенку все возможное, учат его читать, занимаются с ним на природе, знакомят с навыками окружающего мира и, в то же время, кормят его с ложки, одевают, предупреждают каждое его желание. В специальных заведениях коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие и закрепление тех позитивных, наименее пораженных качеств личности, на которые можно опереться в процессе овладения элементарными навыками социального поведения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)