Эмоциональная окраска занятий с детьми с особыми потребностями
При организации таких занятий важная роль отводилась их эмоциональной окраске. Поскольку дети лучше воспринимают материал, который вызывает у них положительные эмоции, логопед должен поощрять даже минимальные успехи таких воспитанников. Если игровая ситуация была неинтересной или сложной для них - ее необходимо сразу же менять для того, чтобы дети не были поставлены перед такой проблемой, которую они самостоятельно решить не могут.
Эмоционально обогащенные ситуации должны быть четко ограничены во времени. В младшей возрастной группе их проведение на логопедических занятиях должно продолжаться в диапазоне от 5 до 10 минут, так как дети быстро устают и теряют к ним интерес. Но при этом их нужно, по возможности, брать на логопедические занятия несколько раз в день.
На начальных этапах работы у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не сформирована поэтапность выполнения задач, соблюдение правил поведения. Поэтому первые занятия необходимо отвести на развитие соответствующих навыков и умений. Ответы на вопросы дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью часто давали импульсивно, не осознавая смысла, так педагог сначала совместно с каждым из них выполнял отдельно действия, обучая их соблюдать правила поведения на занятиях. Если ставится трудная задача - логопед совместно с ребенком говорил словосочетания, слова. В случае, если он отказывается от выполнения задания - возникала потребность переключить его на что-либо другое, а если это не удавалось сделать - позволить ему просто наблюдать за действиями своих товарищей.
Все используемые игрушки или предметы подбираются таким образом, чтобы они были хорошо знакомы воспитанникам и встречались в реальных жизненных ситуациях. Это делается для того, чтобы дети могли на практике убедиться в правильности произношения тех или иных звуков или словосочетаний.
Сложность эмоционально-обогащенных игровых ситуаций подбирается в зависимости от глубины речевого недоразвития, которое наблюдается у каждого отдельного ребенка.
После проведения эмоционально-обогащенных ситуаций на логопедических занятиях полученные знания обязательно закрепляются при организации экскурсий, уроков по социально-бытовой ориентировке, счету, чтению, письму и т.д. Это делается для того, чтобы дети лучше запомнили артикуляцию при произношении тех или иных звуков, убедились в правильности своего звукопроизношения.
Развитие речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью несколько улучшилось. Лучшие показатели наблюдаются у эмоционально-лабильной группы детей. Такие результаты у них достигнуты благодаря тому, что большинство из них положительно относятся к сотрудничеству с педагогом, подражают его артикуляционным движениям и во время показа соответствующих звуков, говорят слова, в целом активно участвуют в изучении соответствующих звуков на логопедических занятиях.
Несколько хуже показатели наблюдаются у пассивно-индифферентных воспитанников. Уровень их коммуникативной активности значительно вырос, что позволяет надеяться на то, что при организации постоянно таких занятий они также овладеют минимальным словарным запасом, который позволит им общаться с другими.
Развитие речи агрессивно возбудимых детей также улучшилось. Причем вырос не только словарный запас, коммуникативная активность воспитанников, а значительно улучшилось их поведение и отношение к другим детям. Этому способствовали организованные на логопедических занятиях эмоционально обогащенные ситуации.
Итак, при условии использования на логопедических занятиях эмоционально обогащенных ситуаций, доступных для восприятия и исполнения детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, удалось сформировать элементарные речевые реакции, понимание первых слов, которые означают названия предметов, понимание отдельных инструкций, которые давались им для выполнения в речевой форме. Это не только создало предпосылки для дальнейшего развития у них речи, но и способствовало развитию у них слухового и зрительного внимания, выступающих успешной предпосылкой овладения ими элементарными знаниями на других учебных занятиях.
С другой стороны, такие ситуации способствовали улучшению их коммуникативного поведения. Дети стали лучше слушаться воспитателя, воспринимать и выполнять его указания и просьбы. Несмотря на то, что во время общения между собой они все же в большинстве использовали жесты, контакты между ними в определенной степени улучшились.
Эти занятия дали определенный толчок и для развития практически-деятельностных форм поведения воспитанников. У них улучшились навыки самообслуживания, санитарно-гигиенические навыки. Они не только сами начали соблюдать соответствующие правила поведения за столом, в столовой, в комнате для отдыха, но и пробовали помогать при этом другим.
Таким образом, необходимо сделать определенные выводы.
- Развитие речи у ребенка проходит ряд этапов, каждый из которых взаимосвязан и обусловлен предыдущим. Отсутствие или задержка становления одной фазы приводит к задержке, а то и к полному выпадению формирования и развития следующей функции речевого аппарата. Органические поражения головного мозга имеют значительное негативное влияние на развитие речи как системы, которая выполняет коммуникативную, регулирующую и программирующую функции. Причем значительную роль играют как степень возбуждения, так и время, в которое оно возникло, а также и то, как проходило физическое развитие ребенка после поражения.
- Развитие речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуется недостаточным словарным запасом, нежеланием пользоваться словами из пассивного словаря, неумением использовать имеющиеся речевые знания и умения в соответствующих ситуациях, значительными нарушениями звукопроизношения и другими дефектами речевого аппарата, которые приводят к отклонениям при произношении и к частому непониманию высказываний такого ребенка окружающими, недостаточности в необходимости общения, значительному недоразвитию коммуникативно-познавательных способностей, выступают основой адаптации индивида к социальной среде. Грамматический строй речи находится на низком уровне, большинство этих детей не имеют навыков развернутого высказывания.
- По особенностям развития устной речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью разделяют на 3 группы.
Воспитанникам 1-й группы доступно понимание простых, конкретных названий предметов и действий. Им также знакомые и некоторые слова обобщенного значения, которые часто встречаются в их повседневном общении. Связь слова с его значением носит условно-рефлекторный или ассоциативный характер.
Дети 2-й группы характеризуются значительно лучшим пониманием предметно-содержательной стороны речи на элементарном, бытовом уровне. Они уже понимают несложную речевую инструкцию и могут ее выполнить. В то же время, понимание даже простых рассказов, которые не включают в себя скрытого сюжета, вызывает у них значительные трудности.
Дети 3-й группы в более полном объеме понимают разговорную речь. Они значительно лучше соотносят названия предметов и соответствующую деятельность, которая ими выполняется. Но ситуации, которые объяснялись с помощью речи и носили в себе потребность провести внутренний логический анализ, приводили к ошибкам.
- При организации эмоционально обогащенных ситуаций на логопедических занятиях эмоционально-лабильной группы детей наблюдались лучшие успехи в формировании навыков речи. Большинство из них положительно относятся к сотрудничеству с педагогом, подражают его артикуляционным движениям и во время показа соответствующих звуков, говорят слова, в целом активно участвуют в изучении соответствующих звуков на логопедических занятиях, что позволяет им эффективнее принимать помощь логопеда, направленную на формирование у них навыков речи.
Низкие результаты были у пассивно-индифферентных воспитанников. Но даже незначительные положительные результаты позволяют отметить, что уровень их коммуникативной активности значительно вырос, они начали идти на сотрудничество с другими детьми, что позволило в дальнейшем овладеть навыками устной речи.
Речь агрессивно возбудимых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью также претерпела изменения. Причем вырос не только словарный запас, коммуникативная активность школьников, а значительно улучшилось их поведение и отношение к другим школьникам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)