Коррекционная работа по исправлению и формированию навыков устной речи
Коррекционная работа по исправлению и формированию навыков устной речи была организована в два этапа. В свою очередь, каждый из этапов включает в себя несколько направлений проведения коррекционной работы по развитию речи.
Первый этап включает три направления:
- задачей первого направления является развитие физиологического и речевого дыхания;
- задачей второго направления является развитие слуховых и зрительных восприятий;
- задачей третьего направления является стимуляция голосовых реакций и речевой активности детей.
Задачей первого направления является формирование навыков правильного дыхания. С этой целью проводились пассивные и активные дыхательные упражнения в положении лежа или стоя. Целью проведения дыхательных упражнений, которые необходимо проводить с детьми доречевого уровня развития, является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. В последующем проводится работа по вокализации выдоха. Было учтено, что именно на основе целенаправленного выдоха у детей формируются первые звукоподражания. Пример рекомендованных для использования на занятиях упражнений:
- Логопед поднимает руки ребенку вверх, а затем слегка прижимает их к его груди. В это время он дует ему в лицо (можно руки отводить в стороны).
- Упражнение «Вертолет» - можно выполнять в положении лежа или стоя. Ребенку руки раскручивают по кругу и в это время дуют ему в лицо (при этом стимулировать ребенка дуть в ответ).
- Ребенку предлагают понюхать духи (цветок, дезодорант и т.д.).
- Ребенку предлагают глубоко втянуть в себя воздух носом так, чтобы бумажка как можно дольше не падала, то есть держалась возле носа.
- Сдувать вату, бумагу, снежинку с руки.
- Заставить бабочку (бумажку) полетать.
- Выдувать мыльные пузыри через трубочку.
- Подуть в свисток (сыграть на духовых инструментах).
Задачей второго направления было развитие и формирование зрительного и слухового восприятия. Пример используемых задач данного типа:
- Ребенку дают колокольчик, он в него звонит и прислушивается к звуку.
- Логопед звонит колокольчиком и следит за тем, чтобы воспитанник поворачивал голову в ту сторону, откуда идут звуки.
- Ребенку показывают ряд игрушек и просят выбрать ту из них, которая звучит. Затем игрушки меняют местами и, опять же, просят выбрать ту, которая звучит.
- Демонстрируют звучание двух игрушек и называют их. Затем их прячут в мешок и предлагают ребенку извлечь из него сначала барабан, а затем губную гармошку.
- По барабану стучат палочками. Ребенку предлагают тоже постучать. Хлопают в ладоши –ребенку предлагают также похлопать в ладоши. Топают ногами - также предложение подражать.
- Логопед говорит стишок, отбивая при этом ритм, а ребенку предлагается повторить это. Логопед читает стихи и выполняет при этом различные движения руками. Ребенку предлагается сделать подобные движения.
7. Умение маршировать под музыку. Выполнение различных упражнений по подражанию под музыку. Прослушивание музыки.
Работа по формированию дыхания, зрительных и слуховых восприятий у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью направлена, прежде всего, на формирование готовности к стимуляции речи. Сама стимуляция речи проводится с детьми на основе использования эмоционально обогащенных ситуаций. Анализ особенностей развития этих детей от 4 до 8 лет показывает, что они по особенностям развития их познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы наиболее приближены к детям с нормальным психофизическим развитием в период от 6 месяцев до 2-х лет. В этом возрасте развитие речи у детей происходит рефлекторно под влиянием положительных эмоций. Такими положительными эмоциями, которые являются наиболее влиятельными, являются ласковый голос взрослого, яркие игрушки, которые издают звуки, действуют непосредственно на ребенка и вызывают у него чувство удовлетворения и т.д. Учитывая это, выбранные упражнения для развития стимуляции голосовых реакций и развития речевой активности у детей должны быть простыми для их понимания и исполнения.
Итак, третье направление является обобщающим для всей проведенной подготовительной работы и направлено на стимуляцию голосовых реакций и речевой активности. Примеры таких упражнений:
- Логопед наклоняется к ребенку и говорит, поет перед ним гласные звуки, стремясь при этом, чтобы взгляд ребенка сконцентрировался на его органах артикуляции.
- Ребенку предлагают подражать звукам, используя при этом как стимул простые яркие игрушки. Например, куклу, которую ребенок хочет взять в руки, плавно от него забирают. В это время логопед говорит протяжный звук. Когда ребенок начинает пробовать подражать педагогу - он отдает ему куклу.
- Перед ребенком говорят простые однотипные слоги. С целью стимуляции подражания их произношения и активизации речи ребенка рекомендуется в процессе работы поглаживать губы ребенка или легко их похлопывать.
- Аналогично второй задаче ребенку предлагают повторять слоги, используя при этом как стимул простые, яркие игрушки. Например, барабан, но теперь, стуча по барабану, мы говорим параллельно слоги.
На втором этапе происходит формирование у детей первых слов (аморфных слов-корней). Этой работе предшествует развитие элементарных форм предметно-практических форм деятельности с отдельными предметами.
Поэтому первым направлением работы на данном этапе выступает манипулирование с отдельными предметами быта. Пример выполнения этих упражнений:
- Логопед берет веник и заметает комнату. Ребенку дают этот же веник и предлагают выполнять это действие (детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью предлагают аналогично выполнить действия с различными предметами быта и окружающей среды).
- Логопед берет игрушечные предметы, аналогичные тем, которые используют в своей трудовой деятельности люди (машину, паровоз, молоток, часы и т.д.). Он на занятии изображает основное действие или его функцию, которую выполняет тот или иной предмет: машина, паровоз - едет; молоток - стучит; часы - маятник настенных часов расшатывается из стороны в сторону.
- Логопед берет игрушечные предметы, которые означают животных. С этими игрушками он выполняет действия, аналогичные тем, которые совершают эти животные в окружающей среде: лошадь - бежит, ворона - летит, заяц - прыгает, уж - ползет и тому подобное. Детям предлагают последовать их действию.
В процессе выполнения всех упражнений данного направления рекомендуется использовать отдельные слова-инструкции, простые фразы, которые характеризуют действия предметов и слова, которые называют. Это не только не мешает детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью выполнять манипуляции с ними, но и стимулирует их к деятельности. Важно только помнить, что голос при этом должен быть доброжелательным, но в то же время уверенным, инструкцию повторять не один, а несколько раз, все инструкции при этом могут сопровождаться жестами.
Задачей второго направления является формирование звукоподражания и формирование понимания простых слов, которые означают, прежде всего, названия предметов. Для этого можно предложить следующие упражнения:
- Имитация звуков, которые издают неодушевленные предметы.
- Логопед сопровождает подметание комнаты звукоподражанием. Ребенку предлагают в процессе подметания произносить то же самое.
- Ребенку называют предмет, которым подметает комнату логопед (веник), и предлагают ему выбрать среди других предметов веник, чтобы подмести комнату.
В процессе проведения работы над выполнением данного упражнения эти задачи переставляют периодически местами. Это позволяет одновременно сформировать у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и понимание значения названия отдельных предметов, и создать отдельные слова-звукокомплексы, которые заменяют эти названия, поскольку само слово они не готовы произносить в целом.
- Имитация звуков живых существ.
- Логопед показывает собаку и демонстрирует, как она лает. Ребенку дают в руки аналогичную игрушку и предлагают говорить эти же звукомплексы вместе с логопедом.
- Ребенку логопед показывает игрушку и говорит: «Это собака». Он предлагает ребенку найти ее среди других игрушечных животных.
В процессе проведения работы над выполнением данного упражнения эти задачи переставляют периодически местами.
- Ребенку предлагают выполнить элементарные инструкции: «Подать собаку», «Взять веник», «Принести чашку» и другие.
Нужно отметить, что на данном этапе развития эти дети в большинстве не способны работать с картинками, поэтому вся логопедическая работа должна строиться с использованием или игрушек, или реальных предметов быта, или живых животных. Содержание даже простейших предметных картинок дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью просто не понимают.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)