Уровень сформированности речи
Итак, несмотря на то, что по уровню сформированности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью разделяют на три группы, все они нуждаются в организации дополнительного логопедического воздействия в целях исправления имеющихся дефектов в плане развития артикуляционной моторики, формирования фонематического слуха, обогащения словарного запаса, улучшения грамматического строя речи.
Причем на уровень развития навыков речи может влиять сформированность мотивационной сферы этих детей. У тех воспитанников, у которых мотивационная сфера была нарушена глубже, наблюдалось и большее недоразвитие коммуникативных способностей.
В связи с этим необходимо организовывать работу, направленную в первую очередь на формирование мотивационной сферы, на создание у детей устойчивого интереса к процессу произношения, на формирование у них установок о необходимости общения для получения от этого эмоционального удовлетворения и речи как неотъемлемой, основной части этого процесса.
Для развития у этих детей каких-либо навыков и привычек, для формирования необходимых для них знаний и представлений о социальной среде, о поведении, о трудовой деятельности и т.д. нужно в коррекционно-воспитательной работе использовать практические опоры, которые должны при этом тесно связываться со словом. Эта закономерность требует, кроме разъяснения, демонстрации тех или иных способов поведения, видов деятельности и т.д. Одновременное использование показа деятельности, предмета и объяснение помогает образованию в коре головного мозга детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью новых нервных связей, что положительно влияет на развитие их личности в целом.
Для проверки этого было проведено обследование, которое определяло влияние практической деятельности с предметами на речь детей. Для этого были использованы различные рассказы и сказки. Эксперимент проводился индивидуально, с каждым ребенком отдельно.
Экспериментальное исследование было проведено в два этапа. Задачей первого было выяснение того, как дети реагируют на воспроизведение экспериментатором литературного текста без вспомогательных предметов. Для этого педагог выразительно читал сказку и наблюдал за реакцией детей. Поскольку эти дети имеют тяжелые нарушения интеллектуальной деятельности сказку, читали не раз, а несколько. Нужно отметить, что те дети, которые имели связную речь, частично пересказывали ее после третьего-четвертого чтения. При этом их пересказ был отрывистый и часто непонятный, и не освещал ее сюжет, а просто описывал факты, которые детям больше запомнились.
После этого проверили, насколько практическая деятельность помогает им воспроизводить прочитанный экспериментатором текст, какую роль она играет в данном процессе. После чтения текста с использованием практической деятельности дети больше заинтересовались сюжетом. Они уже пробовали частично воспроизвести содержание, обращали внимание на героев сказки и тому подобное. Следовательно, проведение такого исследования позволило определить, что практическая деятельность с предметами выступает действенным средством при организации работы над коррекцией и формированием речи у этой группы воспитанников.
Именно такое сочетание достигается при использовании эмоционально обогащенных ситуаций. Они выступают тем стимулирующим фактором, который позволяет детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью при однообразной, сложной деятельности по коррекции и формированию навыков речи, которая требует повышенной интеллектуальной нагрузки, получать от этого эмоциональное удовольствие. Этот фактор при работе с детьми данной группы нужно учитывать обязательно, ведь если деятельность вызывает у них эмоционально положительную реакцию - навык образуется значительно быстрее по сравнению с тем, когда деятельность вызывает повышенное психическое напряжение, является неинтересной.
Большинство навыков и привычек поведения, трудовых умений, знаний об окружающем мире формируется у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью путем подражания. При этом игровая и трудовая деятельность идут рядом. У них в начале коррекционной работы (в младшей возрастной группе) ведущей остается игровая деятельность. Эмоционально обогащенные ситуации облегчают для этих детей переход от одного вида ведущей деятельности к другому. При этом организация развития речи в форме игры, где действующим лицом выступает человек, деятельность которого вызывает у них положительные эмоции и может наследоваться, приводит к ощутимому положительному эффекту в плане формирования речевых навыков.
Эмоционально-обогащенные ситуации - это такая форма проведения работы, при которой формирование того или иного навыка, привычки или умения происходит через организацию учебно-игровой ситуации, обогащенной положительным для ребенка подкреплением, вызывает у него повышенную эмоциональную реакцию и приводит к внутреннему восприятию в позитивном плане, а также формирует стремление воспроизводить ее в соответствующих ситуациях, получая от этого внутреннее удовлетворение.
Эмоционально обогащенные ситуации были подобраны и адаптированы с целью организации их проведения на специальных коррекционных логопедических занятиях.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)