Речевая регуляция поведения
Речевая регуляция поведения ребенка проявляется в двух основных формах: с одной стороны, регулирующее влияние на его деятельность имеет речь взрослого в виде определенных требований, которым он подчиняется; с другой - экспрессивная и импрессивная речь могут направлять его деятельность и поведение в целом.
Привлечение своей речи в качестве регулирующего механизма двигательных реакций не дает значительного эффекта. Одновременное возбуждение в коре головного мозга системы, которая отвечает за двигательную регуляцию поведения такого ребенка, и системы, которая управляет его речевой регуляцией, приводит к их взаимному торможению.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наблюдается недоразвитие коммуникативно-познавательных способностей. Несмотря на это, у них существует потребность в общении с другими людьми и в познании окружающего мира. При этом, благодаря ярко выраженным способностям к подражанию поведения других, у них образуется целая система поведенческих штампов, которыми они пользуются в соответствующих, заученных ситуациях. Если меняется один из параметров такой ситуации (место возникновения, состав партнеров, наличие незнакомых сильных раздражителей и т.д.), эти заученные штампы ними не используются. К числу таких конкретно образованных штампов относится и речь этих детей, которая в себе не содержит ни вне-ситуационных значений, ни устойчивых звуковых форм.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечают грубые расстройства речи в виде дизартрий, заикания, афазий и т.п. Такие речевые нарушения не только трудно поддаются коррекции, но и влияют на общее психическое развитие таких детей, еще больше его задерживая.
Но с каждым годом организация с ними коррекционно-воспитательных и учебных занятий значительно улучшается. У них увеличивается словарный запас, слова начинают осознаваться и приобретают свое непосредственное значение, улучшается звукопроизношение, становится более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в общении, и дети начинают между собой значительно активнее его использовать.
Таким образом, развитие речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуется:
- недостаточным словарным запасом;
- нежеланием пользоваться словами из пассивного словаря;
- неумением использовать имеющиеся речевые знания и умения в соответствующих ситуациях;
- значительными нарушениями звукопроизношения и другими дефектами структуры речи, которые приводят к отклонениям при произношении и к частому непониманию высказываний таких детей окружающими;
- недостаточностью мотивов для общения;
- значительным недоразвитием коммуникативно-познавательных способностей, которые выступают основой адаптации индивида к социальной среде.
Грамматический строй речи находится на низком уровне, большинство детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не овладевают навыками письма и чтения.
Определение групп детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в соответствии со сформированностью навыков устной речи
По особенностям развития устной речи глубоко умственно отсталых детей можно разделить на 3 группы. Выделение этих групп проводится по параметрам понимания обращенной речи, по использованию экспрессивной речи, наличию словарного запаса, состоянию звукопроизношения, темпу и плавности речи. При этом отмечается, что четкого разграничения между этими группами не существует.
Детям 1-й группы доступно понимание простых, конкретных названий предметов и действий. Им также знакомы и некоторые слова обобщенного значения, которые часто встречаются в их повседневном общении. Связь слова с его значением носит условно-рефлекторный или ассоциативный характер. В привычной ситуации дети могли понять и выполнить знакомые действия, в некоторых случаях потребовались дополнительные объяснения с использованием жестов.
У этих воспитанников полностью отсутствует фразовая речь. Экспрессивная речь характеризуется отдельными звуками, лепетом, звукоподражанием, которые обязательно дополняются жестами, мимикой. Они могут отраженно повторить отдельные слоги или даже слова, примерно воспроизводя их составную структуру. Своей речи практически нет.
Словарный запас носит номинативный характер и весьма ограничен. В основном эти дети использовали звукокомплексы тех слов, которые носили для них значимый характер и были направлены на удовлетворение их физиологических потребностей. Звукокомплексы, которые выступают заменителями слов носят устойчивый характер.
Звукопроизношение характеризуется тяжелыми нарушениями. Все воспитанники этой группы имеют тяжелое недоразвитие слуховой функции, что отрицательно влияет на формирование речи. Их голос имеет носовой оттенок, темп речи - замедленный. Общее состояние развития речи напоминает картину, которая наблюдается при сенсорном типе алалии.
Дети 2-й группы характеризуются значительно лучшим пониманием предметно-содержательной стороны речи на элементарном, бытовом уровне. Они уже понимают несложную речевую инструкцию и могут ее выполнить. В то же время, понимание даже простых рассказов, которые не включают в себя скрытого сюжета вызывает у них значительные трудности.
Эти дети характеризуются сравнительно лучшим развитием коммуникативной стороны речи. В большинстве случаев они пользуются предложениями, которые состоят из одного или нескольких слов. Предложения и высказывания в целом конструируют неправильно с большим количеством лексико-грамматических ошибок. Фразовая речь характеризуется незаконченностью в смысловом понимании, выпадением семантических связей, что приводит к различного вида искажениям, перестановке слогов или звуков.
У одного и того же ребенка данной группы речь может характеризоваться искаженным произношением простых слов через неразборчивое произношение отдельных звуков, и четким произношением полных предложений. Эти дети понимают простые вопросы, которые им задают по содержанию отдельного короткого рассказа, могут записывать отдельные буквы и слоги, которые они уже изучили.
Словарный запас ограничен, но в их речи уже есть обобщение предметов по определенным признакам. Это в основном обобщение тех предметов, которыми они постоянно пользуются. Эти дети с помощью взрослого уже могут назвать предмет, изображенный на рисунке и составить небольшую фразу по сюжетной картинке. Но названия отдельных предметов они часто объединяют со словами, подобными между собой по звучанию, по сходству их назначения, по ситуации.
Экспрессивная речь характеризуется заменами и нарушениями звукопроизношения. Речь характеризуется монотонностью, однообразием, нехваткой эмоциональной окраски. В отдельных случаях возникает заикание. Этот уровень развития речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью примерно приравнивался к вторичным нарушениям, которые наблюдаются при ринолалии и дизартрии.
Воспитанники 3-й группы в более полном объеме понимают разговорную речь. Они значительно лучше соотносят названия предметов и соответствующую деятельность, которая ими выполняется. Но ситуации, которые объяснялись с помощью речи и носили в себе потребность провести внутренний логический анализ, приводили к ошибкам. Дети этой группы могли понять элементарный рассказ и ответить на простые вопросы по его содержанию. Некоторые из них обладают способностью пересказать прочитанный небольшой текст.
В их речи не наблюдается использования «детских» слов. Во время беседы используют простые, но в большинстве случаев грамматически и лексически правильно построенные предложения, хотя среди них наблюдаются и такие, которые допускают ошибки при высказывании.
Активный словарь включает сравнительно большое количество слов. Пассивный словарь значительно превышает активный, дети понимают значение многих предметов, явлений, действий, но используют в своей речи эти знания очень редко. Для того, чтобы стимулировать ребенка принимать новое слово в речи, нужно, чтобы взрослый обязательно начал его использовать при общении и отмечал его необходимость. В других случаях дети просто хотят его избегать. Некоторые из них уже могут овладеть навыками списывания и чтения.
Слова, которые используют эти ученики, имеют более правильно выраженную предметную соотнесенность. Количество обобщающих слов невелико. Во время показа предметных картинок наблюдается большое количество неадекватных речевых обозначений изображений предметов, замена названий объектов теми действиями, которые с ними выполняют. В экспрессивной речи имеет место большое количество глаголов, прилагательных и предлогов.
Нарушение звукопроизношения наблюдается менее выражено, но все же некоторые из них имеют эти дефекты. В фразах наблюдаются смягчения согласных. Такие нарушения наблюдаются в основном при связной речи. Изолированные звуки в большинстве случаев произносятся правильно. Темп речи нормальный. Эмоциональная окраска речи недостаточная. Дети не используют вопросительных и восклицательных интонаций, в некоторых случаях при окончании высказывания наблюдается затихание звукопроизношения. Состояние развития речи этой группы глубоко умственно отсталых детей примерно соответствует состоянию недоразвития речи второго уровня.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)