Общение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Только у части умственно отсталых детей зрелый лепет появляется до года, а в тяжелых случаях этот процесс растягивается до 3-4 лет. Резкое опоздание в формировании лепета может свидетельствовать о значительной задержке в формировании сенсорного уровня слухового восприятия, что обеспечивает имитацию звуков родного языка.
Задержка формирования сенсорного и перцептивного восприятия отражается и на усвоении детьми системы фонологических обобщений. Это приводит к резкой задержке, по сравнению с нормой, сроков появления в речи умственно отсталых детей первых слов.
Существует три группы нарушений звукопроизношения у детей с олигофренией:
- полное неумение произносить звук, которое проявляется в его пропусках или заменах на другие звуки, более простые по артикуляции;
- неправильное использование звуков, которое проявляется в неустойчивых заменах одного звука другими, похожими как по артикуляции, так и по акустическим характеристикам;
- искаженное произношение звуков вследствие неправильно сформированных артикуляционных укладов.
Также необходимо отметить, что биологически обусловленные эмоциональные речевые реакции при олигофрении являются искривленными имеющимся у детей патологическим процессом: в одних случаях имеющаяся речь является патологически ускоренной, с проглатыванием слогов, слов и даже предложений, наличием искажений и незаконченностью. В других случаях речь характеризуется патологическим замедлением с наличием длительных пауз в середине слов и фраз, «исключением» такого ребенка из разговора, а потом внезапным продолжением общения на тему, которая уже длительное время выпала из контекста. Нарушение темпа речи затрудняет его восприятие и снижает возможности общения, затрудняет работу специалистов по его формированию.
Характеризуя речь детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, необходимо отметить, что они значительно позже начинают произносить звуки. Согласно исследованию ряда ученых, первые слова у них появляются в возрасте 4-6-ти лет. То есть, когда у детей с нормальным психофизическим развитием формирование разговорной речи практически закончено или проходит на последних стадиях, у этих детей оно только начинает развиваться. Кроме того, тяжелые нарушения как периферийного, так и центрального речевого аппарата приводят к значительным трудностям при его развитии. Все это в конечном счете влияет на словарный запас детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, который после окончания специального заведения колеблется в пределах 300-400 слов. Причем нужно указать, что даже тот запас слов, который уже есть у этих детей, долгое время остается неполноценным, поскольку содержание используемых слов они не понимают, эти слова не приобретают соответствующего значения, часто соотносятся неадекватно с их содержанием.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью пассивный словарь намного превышает активный, но использование из него слов у них наблюдается крайне редко. В своей речи они в основном пользуются заученными речевыми штампами, используют те образцы высказываний, которые им давал воспитатель или взрослый.
Новые слова усваиваются этими детьми очень медленно, часто не замечаются ими, соотносятся с подобными по звучанию. Таким образом, при общении на разные темы дети пользуются уже изученными словами, просто не осознавая их различного звукового оформления и разного значения. Часто они пользуются одними и теми же словами, что делает их речь однотонной, шаблонной, богатой штампованными фразами, создает трудности общения со сверстниками и взрослыми. С одной стороны, это влечет проблемы при понимании речи других, с другой - создает трудности собеседнику при понимании такого ребенка.
Разделение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на четыре группы в зависимости от имеющегося у них словарного запаса:
первая группа - дети, имеющие в своем словарном запасе от 140 и более слов;
вторая группа - словарь составляет от 70 до 140 слов;
третья - запас слов от 70 и ниже;
четвёртая - не разговаривающие. Не разговаривающие дети с данным отклонением встречаются только в младших возрастных группах.
Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерным является общее недоразвитие речи, выступающее как вторичное отклонение, обусловленное недостаточностью мышления, которое носит органический характер. Органическое поражение головного мозга вызывает у ребенка нарушение формирования интеллектуального компонента речевой деятельности.
Характеризуя их речь, необходимо указать, что они трудно понимают обращенную к ним речь. Слова окружающих им кажутся незнакомыми, непонятными, и поэтому у людей складывается впечатление, что умственная отсталость еще осложняется глухотой. Экспрессивная речь также характеризуется своеобразием: они медленно выражают свои просьбы, желания, их слова непонятные для окружающих, они часто не могут выразить свои мысли с помощью слов и потому широко применяют жестикуляцию, мимику.
Грамматический строй речи у них довольно несовершенный. В своей речи они пользуются в основном односложными простыми предложениями, очень редко используют сложные грамматические конструкции. Часто одним и тем же словом называют разные вещи - предметы, явления, свойства и т.п. Они испытывают значительные трудности при подборе слов для выражения своих мыслей. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут научиться пользоваться различными грамматическими формами, поскольку, во-первых, не слышат окончаний слов через недифференцированное восприятие речи, во-вторых, их нервные процессы характеризуются инертностью и повышенной заторможенностью, что не позволяет им адекватно и своевременно реагировать на изменения интонации, грамматических структур и тому подобное. Во время разговора часто теряют его суть и заканчивают предложения случайными словосочетаниями, которые совсем не связываются с предыдущим разговором.
Общаются эти дети лишь на наиболее знакомые для них темы. Если разговор начинает вызывать у них повышенное психическое напряжение - просто отказываются от него. Во время диалога выполняют в основном роль второстепенного члена. Инициаторами беседы выступают крайне редко.
Поскольку речь вызывает повышенное психическое напряжение, дети с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями часто стараются его избежать, чтобы не получать отрицательных эмоций. В начале коррекционно-развивающей работы с ними речь не выступает основным средством общения как между сверстниками, так и со взрослыми. При общении в основном используют мимику и жесты, иногда отдельные звуки, которыми выражают свое отношение к тому или иному событию.
Среди детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью существует группа учеников, которые не владеют разговорной речью. Также среди них наблюдаются и отдельные школьники, которые «создали» свое собственное общение и с помощью него выражают свои пожелания, мнения и т.д. В большинстве случаев взрослым людям их речь непонятна. Но всегда в группе есть ребенок, который выступает «переводчиком» этого языка. Причем часто такой ребенок переводит как обращение своего товарища к педагогу, так и наоборот - ответ или распоряжение взрослого такому ребенку.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)