Умственное развитие
За период работы удалось достичь некоторых успехов в развитии мышления. Самым большим недостатком мышления детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является недостаточность обобщения. Обучение обобщению проходит очень медленно, с применением особых методик. За время работы дети овладели такими обобщающими понятиями: одежда, обувь, животные, птицы, овощи, фрукты, время года, игрушки, мебель, посуда.
Значительное внимание уделялось развитию последовательности мышления детей. Рассеянность и непоследовательность мышления, склонность застревать на деталях - характерные нарушения логики мышления детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. На занятиях по формированию элементарных математических представлений постепенно совершенствовалось логическое мышление, последовательность. При решении простых наглядных задач акцентировалось внимание на словах, которые определяют содержание арифметического действия (прилетел, улетел, добавили, отняли).
На занятиях рисования и ручного труда работа направлена на повторение действий за учителем, выполнение инструкции, запоминание последовательности действия, стимулирование завершения начатой работы.
Работа по развитию памяти и повышению качества усвоения нового материала проводится по принципу разнообразного повторения материала. Каждое занятие начинается с повторения пройденного материала, в течение дня повторяются и закрепляются новые понятия, устанавливаются связи между старыми и новыми элементами. За учебный период дети изучили много простых стишков, распознают цифры. Некоторые дети могут считать по порядку в пределах 10. Все дети знают свои имена, фамилии, имена родителей, друзей. Несколько детей знают названия дней недели.
Значительные усилия были направлены на развитие внимания. Работа акцентировалась на развитии стабильности внимания при выполнении однообразного задания (зарисовки, штриховки), при выполнении конкретной задачи (найти игрушку по словесному описанию, группировать предметы по определенным признакам). Достигнуты результаты в умении переключать внимание с одного предмета на другой, что успешно реализуется на занятиях по музыке и ритмике.
Социально-эмоциональное развитие.
Работая над развитием высших функций головного мозга, удалось значительно улучшить эмоционально-волевые качества личности умственно отсталого ребенка. За период работы дети стали более дисциплинированными, усвоили правила поведения в учреждении, овладели элементарными навыками самообслуживания: умеют одеваться, раздеваться, мыть руки с мылом, чистить зубы, вытираться полотенцем. Проведенная работа положительно повлияла на формирование эстетического вкуса детей, умение формировать свое мнение о событиях, предметах.
За период обучения в группе сформировались дружеские отношения между детьми, заботливое отношение (особенно в отношении детей с детским церебральным параличом), уважение к старшим людям, которые занимаются детьми. Особым успехом является то, что дети научились получать удовольствие от достигнутых результатов в учебе и труде.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)