Живая природа
Основным местом этой области должна стать действительно живая природа. Поэтому в Центре реабилитации обустраиваются уголки занятий во дворе, на свежем воздухе, куда дети переходят для проведения наблюдений, выполнения физических упражнений, организации игры и тому подобное. В этой области формируются:
- Знание природного окружения и места человека в нем.
- Навыки наблюдения и ухода за растительным, животным миром, навыки охраны природы;
- Формирование первичных социально-экологических представлений.
- Ощущение единства с разноцветным и многомерным миром живой природы, личной ответственности за его сохранность.
- В случае непосредственного контакта с живой природой, на фоне эмоционального подъема возникают положительные реакции, формируются компенсаторные возможности, которые положительно влияют на уменьшение или преодоление недостатков ребенка, расширение чувственного компонента внутреннего мира ребенка, закрепление состояния психологической гармонии с окружением.
Игра - основа жизнедеятельности ребенка, главная форма познания окружающей среды, познания мира. Игровая деятельность является ведущей во всех областях специализированного воздействия. Поэтому область игры оснащается большим количеством разнообразных обычных, многофункциональных и специальных игрушек, что позволяет быстро подготовить тематические уголки для сюжетно-ролевой игры (моя остановка, мой магазин, моя аптека, моя дача, моя почта, у нас гости, мы в зоопарке, мы едем к морю). В области игры есть маленький кукольный театр, набор детских музыкальных инструментов, масок и т.п. Все в этой области приспособлено к возникновению у детей желания играть определенные роли, изображать сказочных героев, животных. Сюжетно-ролевые игры - это отражение реальной жизни, первый реальный опыт ребенка. Конечно, игра присутствует во всех областях углубленного воздействия. Однако наличие специального места для организации игровой деятельности - необходимое условие формирования реабилитационного окружения. Эта область достаточно просторная для организации игровой деятельности всей группы, отделена от других областей.
В этой области формируются:
- Умение общаться, взаимоуважение, взаимопонимание, позитивное взаимодействие с другими, социальный опыт.
- Логическое и творческое мышление, самовыражение и самоуважение.
- Язык, лексический запас, умение правильного построения предложений, использование интонации.
- Двигательная мелкая и грубая моторика.
- Восприятие, сенсорно-моторная функция.
- Интеллектуальное развитие ребенка.
- Знание, умения и навыки, заложенные в ближних и дальних целях индивидуального семейного плана ребенка.
Познание окружающей среды начинается с осмысления ребенком определенных ощущений. Каждый анализатор состоит из периферийной части, системы проведения и центральной части. Периферийная система (рецептор) получает сигнал - возбуждение от раздражителей, передает сигнал-импульс через систему проведения в центральные органы, которые якобы прочитывают его и трансформируют в информацию. В зависимости от объема информации, от ее оценки ребенок получает сигнал к действию.
Чувствительность ребенка имеет достаточно сложную организацию и разделяется на общую (тактильная, болевая, температурная, ощущение тяжести, ощущение положения тела в пространстве, кинестатическая чувствительность, ощущение внутренних органов) и специфическую (обоняние, вкус, зрение, слух). Полноценная сенсорная интеграция возможна только при слаженной работе всех звеньев: периферийной системы, системы проведения, головного мозга, обратной связи, которая побуждает к действию.
Создание отдельной области с сенсорной интеграцией в каждой группе дает возможность углубленно развивать индивидуальность ребенка путем предоставления ему дополнительного, целенаправленного сенсорного опыта. Эта область оборудована:
- Ковром с различными поверхностями; игрушками и материалами различной формы, весами, фактурами; вещами, которые можно распознавать на ощупь.
- Предметами, которые можно нагревать и охлаждать, пластическими и текучими веществами (вода, песок, зерно, плоды каштанов, галька, пластилин, глина и т.п.).
- Фонариком с мягким светом и набором светофильтров, контрастами: черно-белые и цветные иллюстрации, наборами различных по форме, размеру и окраске фигур, игрушек.
- Колокольчиками, свистками, погремушками, музыкальными игрушками, детскими музыкальными инструментами, наборами предметов с разной высотой звучания и тому подобное.
- Набором ароматических веществ, это могут быть продукты, засушенные растения с устойчивым запахом, слабые и безопасные растворы с запахом фруктов, ягод и тому подобное.
- Сладкими, кислыми, солеными и горькими продуктами, безопасными и с не очень интенсивным вкусом.
- Устройствами, которые позволяют изменять положение тела и перемещать его в пространстве (батут, качели, детская центрифуга, тележка, терапевтические мячи, сухой бассейн).
В этой области формируются:
- Чувственная сфера ребенка, его способность узнавать элементы окружающей среды по отдельным признакам.
- Сенсорный опыт, адекватная реакция на раздражитель, понимание собственных ощущений.
- Особое внимание к отклонениям, к угнетению, депривации (лишение или ограничение ощущений), к развитию ослабленных участков.
- Сложные виды чувствительности, которые зависят от взаимодействия нескольких анализаторов (локализация, узнавание предметов на ощупь).
- Выполнение ближних и дальних целей индивидуального семейного плана.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, которые, помимо основного заболевания, имеют целый ряд сопутствующих расстройств. Очень часто периодические заболевания, временные расстройства вызывают дополнительные осложнения, которые приходится оперативно решать на бытовом уровне. Именно поэтому пребывание ребенка в группе, прохождение им индивидуальных реабилитационных программ требует создания условий для его личной гигиены.
Область личной гигиены - это не только учебная область специализированного влияния, это прежде всего место, где дети ежедневно реализуют свои бытовые навыки, удовлетворяют свои потребности. Она оборудована средствами личной гигиены, приспособлена к недостаткам детей, обеспечивает их естественные потребности. Детские унитазы с различными приспособлениями, доступные раковины-мойки, горячая и холодная проточная вода, душ, шкафы для личных полотенец и мыла, функциональный столик, зеркало - необходимые атрибуты такой комнаты. Здесь в недоступном для детей месте хранятся дезинфицирующие и ароматические растворы, моющие средства, оборудование для уборки.
В этой области формируются:
- Бытовые навыки личной гигиены, самообслуживания.
- Умение пользоваться специальными приспособлениями и оборудованием.
- Планируемые умения из ближних и дальних целей индивидуальных реабилитационных программ.
Таким образом, использование таких учебных областей позволяет педагогу эффективно учитывать в процессе всей системы обучения и воспитания детей с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями индивидуальные особенности указанной категории клиентов, оптимизировать учебную нагрузку на них, вовремя переключить ребенка с одного на другой тип деятельности, не позволяет накапливаться психическому перевозбуждению.
Была разработана экспериментальная учебно-воспитательная программа центра ранней социальной реабилитации. Экспериментальный процесс по данной программе продолжался в течение одного года, и после этого она была предложена для постоянного применения с последующим расширением и совершенствованием в последующие годы. За этот период отмечен ряд положительных изменений в развитии детей.
Познавательная сфера.
За период обучения группировать предметы по цветам удалось научить всю группу детей. Пятеро детей могут не только правильно группировать по цветам, но и называть цвета, двое детей усвоили названия промежуточных цветов (розовый, коричневый, оранжевый). Хуже успехи достигнуты в распознавании предметов по форме. Только четверо детей в течение данного периода научились правильно классифицировать предметы по форме, из них трое правильно называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Значительно удалось усовершенствовать восприятие величины предмета. Дети в полной мере овладели понятиями: большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий.
Удалось усовершенствовать восприятие и распознавание звуков в окружающей среде, вкусов и запахов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)