Формирование навыков самообслуживания
Формирование навыков самообслуживания, умение самостоятельно пользоваться одеждой, обувью в этой области может происходить через игру. Именно здесь дети учатся видеть себя, свою одежду, приобретают первый эстетический вкус. Значительную помощь такая область может предоставить в организации общих сюжетно-ролевых игр, праздников, карнавалов и тому подобное. Родители детей охотно участвуют в обустройстве этой области.
Не меньшее значение область приведения себя в порядок имеет и для познания достаточно широкого понятия «Одежда человека». Здесь дети могут осознать значение одежды в жизни научиться ее самостоятельно использовать
В этой области формируются:
- Постоянные навыки пользования одеждой, обувью. При наличии определенных недостатков у ребенка вырабатываются нестандартные оптимальные, индивидуализированные реабилитационные программы пользования своей одеждой и обувью, дополнительными вспомогательными устройствами.
- Умение следить за своей внешностью, смотреть и видеть себя, умение определять и самостоятельно устранять недостатки, умение быть опрятным.
- Знание о всеобщем и социальном назначении одежды, ее роли в жизни человека.
- Навыки, заложенные в ближних и дальних целях.
Одним из любимых мест во время реабилитационных занятий является пребывание детей на кухне. Область кухни оборудуется кухонной мебелью и бытовой техникой. Обычно это имитация, но имитация качественная, внешне приближенная к общеупотребительным образцам. Обеденный столик, шкаф-пенал, мойка, плита, холодильник, стиральная машина изготовлены с учетом санитарно-гигиенических требований и возраста детей. Здесь они имеют возможность получать бытовые навыки в пользовании кухонным оборудованием, развивать моторику, учатся помогать старшим.
Дети охотно общаются в этой области: готовят обед, накрывают на стол, кормят семью и принимают гостей. В этой области формируются:
- Навыки приема пищи с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Навыки, полученные в этой области, реально используются каждый день во время организации второго завтрака и участия детей в приготовлении пищи дома под руководством родителей. При наличии физических или физиологических отклонений, связанных с питанием и приемом пищи, в этой области на практике реализуются индивидуальные реабилитационные программы, достигаются ближние и дальние цели.
- Навыки поведения на кухне, за обеденным столом, навыки сервировки стола и правильного приема пищи.
- Первые понятия о еде, ее разнообразие и роль в жизни человека.
- Навыки общения во время работы на кухне и приема пищи.
Область отдыха используется как область организации, приобретения необходимых бытовых навыков, освоения места для сна. Дети учатся правильно готовиться ко сну: раздеваются, аккуратно складывают одежду, обувь, занимают правильное положение тела, а после воображаемого сна - учатся убирать постель. Эта область оборудована двухъярусной кроватью, которая является одновременно и учебным элементом, и местом организации игры. Ценным является то, что кроватки оборудованы ортопедическими матрасами и дети, которые быстро устают, действительно могут здесь отдохнуть. В этой области формируются:
- Индивидуальные навыки пользования кроватью в связи с индивидуальными особенностями ребенка, реализуются ближние и дальние цели реабилитационных программ.
- Навыки поведения в своей спальне, обращения со своей одеждой, обувью, постельными принадлежностями.
- Первые понятия о значении сна в жизни человека.
Все индивидуальные реабилитационные программы детей с ограниченными возможностями направлены на интеграцию детей в общество. Именно поэтому неоспоримым условием ранней социальной реабилитации является овладение определенным объемом знаний, умений и навыков, которые необходимы для последующего пребывания в учебном заведении, в детском коллективе.
Область обучения оборудована в приближении к классной комнате, рассчитанной на одновременное пребывание всей группы. Здесь на общих занятиях (уроках) дети получают первые навыки классно-урочной системы как основной в общеобразовательных школах. Однако занятия здесь продолжаются 5-10 минут, после чего другие виды деятельности углубляют знания по окружающей среде, грамоте, математике и т.д. Основным направлением работы в этой области является, по возможности, овладение базовым компонентом дошкольного образования.
Эта область оборудована столиками для проведения урока, сконцентрированы материалы для самостоятельной работы (книги, карандаши, ручки, тетради, кисточки, краски, линейки, цветная бумага, наглядность, технические средства обучения).
В этой области формируются:
- Навыки речи.
- Первые понятия «школа, урок, учитель».
- Систематизированы знания об окружающем мире.
- Первые навыки письма, математики и т.д.
- Навыки самостоятельного, творческого освоения знаний, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Знания, умения и навыки дошкольного образования, специализированные навыки детей, имеющих значительные нарушения опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
Способность детей к познанию окружающей среды, к ее моделированию проявляется очень рано. Это проявление, прежде всего, реализуется в конструировании, в попытке ребенка сложить вместе или разобрать на части что-то целое. Для реализации этого природного влечения ребенка, для развития его пространственного воображения, логических рассуждений, умения анализировать оборудуется область конструкторов. Основными элементами этой области являются кирпичи, кубики и блоки, изготовленные в основном из гофрокартона и дерева. Они систематизированы и расположены на полках в доступном пространстве с соответствующими отметками. Кубики и кирпичики как строительный материал должны быть нетяжелыми, внешне похожими, безопасными.
Крупные строительные детали изготавливают из поролона и обшивают защитной пленкой, которую можно мыть. Маленькие делают из дерева или гигиенического пластика. Конструирование позволяет:
- Формировать у детей первичные навыки строителя, конструктора, мастера.
- Развивать пространственное воображение, умение моделировать, воспроизводить объекты, которые встречаются в реальной жизни.
- Совершенствовать сенсорно-моторные способности.
- Приспосабливаться к выполнению необходимых действий, даже имея определенный недостаток.
- Учиться работать в коллективе, считаться с мнением и желаниями другого, отстаивать свое видение или соглашаться с мнением товарища.
- Достичь ближних и дальних целей реабилитационных программ.
Область искусства в групповой комнате - это место, где дети могут проявить свою фантазию, творчество, самостоятельность. Эта область соответственно обустраивается: должна быть светлой, просторной, привлекательной, безопасной. Здесь концентрируют приспособления для выполнения творческих работ и рисования: мольберт, различные краски, бумага, фломастеры и маркеры, кисти, цветные мелки и цветная бумага, пластилин, ножницы, клей и т.д.
Не следует слишком навязывать деятельность детям в области искусства, ведь они восхищаются прежде всего тем, что делают сами. Однако присутствие учителя-реабилитолога и его ассистента должно ощущаться в ненавязчивой коррекции действий маленьких художников. Надо стремиться, чтобы дети рисовали ежедневно и до полного удовлетворения своей потребности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, создавать им надлежащие приспособления для рисования, лепки, аппликации и т.п.
Работы детей следует собирать в отдельные альбомы или папки - они будут нужны для разговора с родителями и формирования домашнего задания.
В области художественной деятельности формируются:
- Творческое развитие ребенка, его эстетические вкусы, образное мышление.
- Тактильные ощущения и тонкая моторика.
- Самостоятельность, способность осуществлять выбор, принимать решения.
- Способность к выполнению действий в определенной последовательности, в тщательности и усердии.
- Определенный объем знаний по различным видам искусства.
- Навыки выполнения ближних и дальних целей индивидуального семейного плана.
Одной из самых широких областей специализированного воздействия является область встречи с природой. Уже дома, в предметно-пространственном окружении своей комнаты ребенок впервые встречается с окружающей средой, с живой и неживой природой. Игры на свежем воздухе, поездки в лес, к морю, реке, на дачу, в зоопарк всегда оставляют у детей незабываемые впечатления, вызывают положительные эмоции. Однако, учитывая необходимость частого контакта с открытой природой, учитывая то, что ребенок, в силу разных обстоятельств, все же находится в ограниченном пространстве, для его гармоничного развития обустраиваем в групповой комнате область встречи с природой. Как правило, в этой области должно быть окно, через которое можно наблюдать явления природы, времени года и т.д. В этой области размещают живые цветы, аквариум, обустраивают живой уголок.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)