Система организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы
Использование экспериментальной программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью было организовано в двух группах. Первая группа (младшая) - дети в возрасте от 4 до 7 лет. В каждой группе работает учитель-реабилитолог и ассистент учителя-реабилитолога, индивидуально с детьми занимается учитель-логопед и массажист.
Учебно-воспитательный процесс в центре ранней социальной реабилитации начинается с тестирования ребенка, постановки отдаленных и ближних целей. Обязательным условием является индивидуально-личностный подход к каждому ребенку. Это условие учитывается в индивидуальном семейном плане. Главным местом осуществления интенсивной реабилитации, достижения ближних и дальних целей является жизненное пространство групповой комнаты, которое условно разделено на области интенсивного специализированного воздействия. Каждая из областей соответствует определенному направлению реализации и оборудована специализированным оборудованием и в определенной степени, моделирует жизненное пространство ребенка вне центра. Групповая комната разделена на такие области интенсивного специализированного воздействия:
- Область встречи с детьми и родителями.
- Область совместных занятий.
- Область приведения себя в порядок.
- Область кухни.
- Область отдыха.
- Область обучения.
- Область конструкторов.
- Область искусства.
- Область встречи с природой.
- Область игры.
- Область сенсорной интеграции.
- Область личной гигиены.
В области встречи с родителями формируются доброжелательные отношения между родителями и воспитателями, умение выполнять рекомендации, наблюдать за ребенком, объективно анализировать и оценивать его состояние.
В области совместных занятий происходят групповые занятия, это время для персонального приветствия каждого ребенка. С общения начинается и заканчивается каждый день реабилитационных занятий.
По сигналу учителя дети садятся вокруг специально изготовленного веночка, коврика. По личному символу ребенок находит коврик - лепесток или свой специально оборудованный стул и занимает место в веночке. Учитель-реабилитолог и его ассистент помогают детям, следят, чтобы они заняли правильное положение с учетом отклонений в опорно-двигательном аппарате.
Воспитательный и познавательный эффект такого общения значительно усиливается, если присутствует мать или отец одного из детей. Практика показала, что необходимо на каждое занятие по очереди привлекать родителей. Участие родного человека в занятиях полезно для ребенка, для родителей, для специалистов-реабилитологов, которые могут увидеть совсем необычное поведение и сразу же провести соответствующую коррекцию.
После того, как все дети заняли места в веночке, для каждого из них по очереди все присутствующие вместе поют поздравительную песню. Во время исполнения песни следует доброжелательно улыбаться, делать плавные движения в такт мелодии, нежно касаться того, о ком поют дети. Поздравительная песня - это эмоциональный настрой на весь день, это проявление любви к каждому, проявление намерения не сторониться ребенка, а быть с ним рядом, играть, общаться, проявлять свою доброту и милосердие.
Текст песни должен быть простым и понятным для детей, с периодическими повторами, что позволяет быстрее его запоминать. Мелодия должна быть тоже простой, ритмичной, без искусственных осложнений, слишком высоких или низких нот, небыстрой. Доброжелательная улыбка учителя-реабилитолога, его ассистента, дружеские прикосновения к рукам, плечам способствуют установлению контакта, появлению эмоционального единства всей группы. Как правило, в случае искренних действий учителя дети быстро втягиваются в эту игру и охотно поют вместе с другими. Если возникают трудности в постановке поздравительной песни, то на первые занятия целесообразно пригласить музыкального терапевта (учителя музыки).
После поздравительной песни учитель-реабилитолог проводит тематическое групповое занятие, наблюдая за тем, как дети работают над поставленными задачами. Ассистент учителя-реабилитолога следит за осанкой детей, за их движениями, помогает детям с особо сложными проблемами. Как правило, во время занятий учитель напоминает воспитанникам об общей теме, проводит фронтальный опрос-беседу по материалам предыдущего занятия, знакомит с планом работы на день, постепенно переходит к новому материалу.
Действенными и распространенными формами работы являются: рассказ учителя, жестовые песни, загадки, использование игровых элементов, сюжетно-ролевая игра, применение наглядности.
Заключительным этапом совместных занятий по общению является выбор следующей области деятельности. На этом этапе следует выбор отдать ребенку. Именно он должен пойти в ту область, где ему интересно. А задача учителя-реабилитолога - на основе этого интереса построить работу над преодолением недостатков, над приобретением необходимых знаний, умений и навыков, над достижением поставленных целей. От интереса ребенка, благодаря его возможностям - к решению его проблем - вот те составляющие, которые должен всегда помнить каждый учитель-реабилитолог в отношении каждого ребенка.
Общением завершается дневной цикл реабилитационных занятий. Дети снова садятся в круг, поют прощальную песню, желают друг другу безопасного перехода (переезда) домой, счастья, добра, улыбок, здоровья и тому подобное.
В этой области формируются:
- Первые навыки общения, коллективного действия, восприятия себя как частицы детского сообщества, навыки речи.
- Чувство доверия, доброжелательности, положительные эмоциональные восприятия окружающей среды.
- Навыки адекватной реакции на занятия как на модель будущего урока.
- Знание, умение и навыки в соответствии с возрастом ребенка и его интеллектуального развития.
- Знание родителей по осознанию проблем своих детей и первые собственные реабилитационные навыки применительно к своему ребенку.
- Умение учиться друг у друга и способность к сотрудничеству.
- Навыки выполнения ближних и дальних целей индивидуального семейного плана.
Важное место в формировании детской самостоятельности, в приобретении навыков самообслуживания занимает область приведения себя в порядок. Цель области - научить детей постоянным бытовым навыкам приведения себя в порядок, умению следить за своей внешностью. Обязательным оборудованием для этой области является шкаф с различными видами одежды, полочка с головными уборами, место для обуви, большое зеркало, уголок для украшений. Область размещена непосредственно у входа в групповую комнату - это напоминает детям аналогичное расположение подобной области в собственной квартире, приучает их осматривать себя в зеркало, устранять недостатки в наряде, побуждает следить за своим внешним видом, учит быть опрятным.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)