Проблемы в обеспечении благоприятных условий
В настоящее время на законодательном уровне не учтен контроль за выполнением требований обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями, а именно:
- в исходных данных (градостроительные условия и ограничения) отсутствует пункт относительно учета требований потребностей лиц с ограниченными физическими возможностями;
- экспертиза проектно-сметной документации объектов I-III категории сложности не проводится, кроме строящихся за государственные средства;
- принятие в эксплуатацию объектов, относящихся к I-III категории сложности и объектов, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта проводится Государственной архитектурно-строительной инспекцией путем регистрации поданной заказчиком декларации, а инспекция осуществляет только плановую проверку принятых в эксплуатацию объектов.
На сегодняшний день проблемным вопросом является передвижение лиц с инвалидностью в городском транспорте, в котором конструктивно не предусмотрено обустройство специального оборудования для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Усовершенствование условий обеспечения безбарьерной среды для маломобильных слоев населения
Отдельные соисполнители Плана мероприятий предложили возможные пути решения определенных проблем и усовершенствования условий обеспечения безбарьерной среды для маломобильных слоев населения.
Недостатком является недостаточное количество автотранспортных средств, приспособленных для пассажирских перевозок лиц с ограниченными физическими возможностями, и следующие возможные пути воздействия.
- Административное принуждение перевозчиков по обеспечению необходимого количества единиц транспортных средств для перевозки лиц с инвалидностью.
Такой подход, без соответствующей компенсации, является заранее неэффективным, поскольку приведет к негативным последствиям, в частности повышению тарифов, потери части перевозчиков рынка пассажирских перевозок.
- Государственная поддержка перевозчиков в форме льгот по налогу на прибыль в зависимости от количества осуществленных перевозок инвалидов.
Практика налоговых льгот для предпринимателей, участвующих в осуществлении важных социальных проектов, распространена во многих европейских странах. Такой механизм дает возможность перевозчику возместить расходы на перевозку пассажиров льготных категорий и на приобретение специализированных транспортных средств или на дооборудование существующих. Недостатком схемы является возможное снижение налоговых поступлений, которые придется компенсировать из других источников.
- Отмечено отсутствие в отдельных международных аэропортах спецмашины, которую используют для доступности лиц с ограниченными физическими возможностями к воздушным судам. Решение указанной проблемы возможно при наличии у предприятий средств на приобретение такой спецмашины.
- Также отмечено отсутствие пассажирских вагонов, приспособленных для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, которые необходимо включить в фирменные поезда.
Перевозка лиц с ограниченными физическими возможностями не относится к прибыльной деятельности железных дорог, а является социальной сферой и нуждается в государственной поддержке, выделения из государственного бюджета средств на приобретение пассажирских вагонов, приспособленных для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.
Большинство соисполнителей предоставляет информацию в свободной форме без анализа количественной динамики изменения уровня обеспечения доступности, не проявляет фактическое состояние уровня обеспечения безбарьерной среды для маломобильных слоев населения. Только достоверная инвентаризация объектов, подчиненных отраслевому или территориальному органу государственного управления, их систематизация и дальнейшее определение уровня обеспечения элементами доступности могут обеспечить результативный количественный и качественный мониторинг реального уровня конституционного обеспечения равенства доступности лиц с инвалидностью и других маломобильных слоев населения. Это позволит в дальнейшем объективно определить приоритеты реализации мероприятий по времени с учетом доступности ресурсов и уровня актуальности в соответствии с уровнем действующих социальных стандартов.
С целью обеспечения планирования мероприятий по устройству безбарьерной среды для маломобильных слоев населения и проведения эффективного мониторинга контроля их выполнения целесообразно восстановить периодическое проведение регионального мониторинга с освещением его результатов за соответствующий период в единой форме, обеспечивающей обобщения данных.
Табличные формы отчетности обеспечивают комплексность и системность проведения отчета. Анализ предоставленных в свободной форме данных свидетельствует о возможности предоставления обобщенной информации за несколько лет без выявления конкретных наработок. При наличии в отчетах значительных объемов информации о достижениях практически отсутствуют данные об абсолютном и относительном количестве объектов инфраструктуры, зданий и сооружений, дорог и транспорта, требующих нормативного обеспечения доступности.
Учитывая сопоставимый уровень стоимости устройства безбарьерности на объектах различного назначения, целесообразно обратить внимание на комплексность проведения мероприятий, предвидя приоритетное оснащение учреждений элементами доступности, исходя из необходимости обеспечить на начальном этапе доступность минимум одного заведения данного типа в зоне потенциального обслуживания лиц с инвалидностью и маломобильных слоев населения. Такой подход может быть сформулирован в виде минимального социального стандарта доступности для различных территориальных и организационных формирований.
После обеспечения доступности на уровне минимального социального стандарта целесообразно в дальнейшем развивать доступность до уровня, который будет эквивалентным рациональному стандарту, обеспечивая равномерность размещения доступных объектов на территории с последующим доведением ее до полного безбарьерного состояния.
Наиболее распространенные подходы к устройству большинства заведений на первых этажах существующих жилых и общественных зданий не накладывают существенных технических ограничений на дооборудование соответствующими средствами и архитектурно-конструктивными элементами. Целесообразно более тщательно определить критерии, по которым действительно технически невозможно обеспечить доступность общественного заведения, определив одновременно целесообразность перепрофилирования назначения помещений под залог, который не может быть доступным для всех без исключения граждан.
При проведении мероприятий по планированию дооборудования объектов элементами доступности целесообразно учесть наиболее распространенные проблемы и недостатки, определенные при проведении мониторинга объектов различного назначения.
bsp; в разработке национальных стандартов, направленных на удовлетворение людей с особыми потребностями, с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, составлении перечня таких стандартов при их поступлении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)