Доступная среда: в помощь учителю инклюзивного класса
Учитывая указанные выше особенности людей с расстройствами аутистического спектра, учителю или администрации школы необходимо в начале учебного года встретиться с родителями, чтобы обсудить, как школа может поддержать их ребенка в реализации его образовательных потребностей.
В разговоре с родителями важно узнать сильные стороны ученика и его интересы, особенности проявления состояния и чувств, успешные стратегии действий, которые используются дома и которые можно применить в школе.
Сотрудничая с родителями и учеником, учитель может спланировать свою работу и работу междисциплинарной команды для оказания необходимой поддержки. Также необходимо согласовать с родителями, хотят ли они поделиться информацией об аутизме с одноклассниками ребенка и как.
Следующие рекомендации могут помочь учителю организовать учебную среду с учетом трех типов трудностей, с которыми могут сталкиваться дети с аутизмом:
Трудности социальной коммуникации:
- Речь учителя должна быть максимально понятной с семантической и практической сторон.
- Ребенку с аутизмом легче общаться и понимать, если другие говорят четко, последовательно, делая паузы между словами и предложениями.
- Если учитель спрашивает ребенка с аутизмом, необходимо дать ему достаточно времени, чтобы обдумать этот вопрос.
- Информацию нужно излагать довольно медленно - лучше пусть ребенок усвоит меньшее количество информации, чем не усвоит ничего.
- Учитель должен учитывать, что таким детям сложнее воспринимать информацию на слух, чем визуально. Поэтому, например, вопросы, которые учитель задает всему классу, необходимо заранее записать большими буквами на доске, это значительно поможет детям с аутизмом участвовать в групповой работе.
- Давайте информацию разными способами - сочетайте вербальную информацию с визуальной (система карточек с символами, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы и т.д.), на языке жестов, письменной (на доске или с помощью компьютера). Для этого заранее в сотрудничестве с родителями и специалистами определите, какие средства альтернативной коммуникации наиболее эффективные для этого ребенка.
- Убедитесь, что каждое задание имеет четкое начало и конец, четкие инструкции, предусматривает достаточное время для его завершения и примеры его выполнения.
- Разделите большие задачи на меньшие, на отдельные шаги и научите ребенка выполнять каждый шаг постепенно. Создайте определенное количество рисунков для каждого шага задания, если это необходимо.
- Структурируйте задачи в соответствии с уровнем развития ученика, для того, чтобы вероятность выполнения задания составляла 80-90%.
- Если у ученика эхолалия (нарушение речи, которое возникает в тех случаях, когда ребенок дословно повторяет слова и фразы, которые он услышала), используйте соответствующие слова для повторения их с ребенком. Это снизит уровень тревожности и поможет ребенку сосредоточиться на процессе обучения.
Трудности социального взаимодействия
- Используйте социальные примеры (истории), чтобы помочь объяснить и поощрить желаемое поведение в конкретных ситуациях.
- В процессе обучения взаимодействуйте с другими, обращайтесь за помощью, благодарите, используйте жесты вежливости более отчетливо, чем обычно, демонстрируя примеры желаемого поведения.
- Помогайте ученику быть более независимым. Давайте возможность делать выбор, когда это возможно.
- Четко давайте инструкции, развивайте такие социальные навыки, как понимание эмоций, языка тела и выражения лица, мимики (например, как дополнительные упражнения, разминки). Всем социальным навыкам, проявлениям эмоций ребенок с аутизмом учится так же, как обучается чтению и письму.
Трудности социального воображения
- Развивайте навыки в различных условиях, чтобы обеспечить понимание и обобщение в различных средах.
- Используйте социальные примеры (истории), чтобы помочь объяснить понятие опасности (например, почему нельзя выбегать на проезжую часть дороги).
- Объясняйте четкие причинно-следственные связи, последовательность действий как для отдельного ребенка, так и для всего класса.
- Правила должны быть конкретными, четкими, записанными и последовательно внедренными.
- Любые изменения необходимо объяснять и готовить ребенка к ним.
Тяга к рутине
- Спланируйте график действий на день и на месяц, следуйте ему, чтобы помочь ребенку снизить уровень тревожности.
- Четко следуйте повседневным ритуалам и правилам, которые вы внедрили в классе.
- Предупредите ученика об изменениях (распорядка дня, изменения комнат для проведения занятий и т.д.) до начала, ведь «неожиданности» обычно портят настроение ученикам с аутизмом и негативно влияют на их поведение.
Сенсорная чувствительность
- Внимательно следите за поведением ребенка с аутизмом. Сенсорная перегрузка требует немедленного отдыха.
- Одним из последствий сенсорной перегрузки может быть самостимулирующее поведение - раскачивание, кружение, движения руками. Не акцентируйте свое внимание на этом и объясните это другим детям.
- Другим следствием сенсорной перегрузки может быть определенная неуклюжесть в движениях, неспособность ребенка соблюдать дистанцию с другими людьми, нарушение мелкой моторики (например, трудности с завязыванием шнурков и т.д.).
В таких случаях нужно:
- Поддерживать ребенка.
- Корректно объяснять причину другим детям, учить их способам оказания помощи ребенку с аутизмом.
- Рекомендовать родителям избегать наличия в одежде шнурков, пуговиц, заменяя их на липучки, молнии, использовать брюки и юбки на резинке.
- Для развития мелкой моторики отдавайте предпочтение физическим, а не письменным заданиям.
- Дети с аутизмом могут иметь повышенный или заниженный болевой и температурный порог чувствительности, поэтому нужно внимательно следить за состоянием ребенка и условиями окружающей среды.
- Для удержания внимания надо уменьшить количество отвлекающих раздражителей: убрать настенные украшения; отказаться во время учебных занятий от украшений в одежде, бижутерии, парфюмерии и косметики, которая может иметь запах; закрыть окна и двери для снижения фоновых шумов; спрятать вещи, если они не нужны ученику именно в этот момент. Показывайте и давайте только те материалы, которые необходимы для выполнения задания; рассматривайте изменения в среде или специфические инструменты для того, чтобы обеспечить сенсорные потребности ребенка (например, различные сенсорные игрушки иногда могут помочь ребенку сосредоточиться на выполнении задачи); избегайте большого скопления людей, мест с посторонними шумами (например, фонтанами и т.д.), резких неприятных запахов.
Специфические интересы
- Используйте интересы ученика для их дальнейшего развития (например, если ученик любит авто, пусть он считает их, чтобы развивать навыки счета).
- Спокойно, но настойчиво перенаправляйте внимание ученика, если он излишне сосредоточится на своих интересах.
Трудности в обучении
- Используйте последовательные, согласованные реакции, чтобы управлять деструктивной формой поведения. Если необходимо, внимательно рассмотрите причины поведения ребенка.
- Обеспечивайте ответственное сопровождение и надзор в течение свободного времени.
- Используйте социальные примеры (истории), чтобы помочь объяснить и поощрить желаемое поведение в конкретных ситуациях.
Стратегии сотрудничества и доступная среда
Организация и функционирование учебной среды с учетом принципов доступной среды
Внедрение принципов доступной среды как неотъемлемой составляющей образовательного процесса должно предусматривать высокую степень сотрудничества между администрацией, учителями и другими специалистами с целью улучшения понимания и успешности ученика. Для осуществления систематических изменений, внедрение принципов доступной среды должно быть практичным и личным. Учитель играет ключевую роль в процессе реализации изменений, а методы преподавания являются определяющими для проведения длительных изменений в классе.
Учителя уже используют много методов для обеспечения принципов доступной среды. Методы кооперативного обучения и обучения, которое базируется на деятельности, являются следствием изменений, связанных с развитием инклюзивного образования. Учителя, работающие с одаренными детьми в своих классах, могут быть уже знакомы с дифференцированным преподаванием. Те учителя, которые используют вспомогательные технологии для работы с учащимися с инвалидностью, имеют понимание принципов доступной среды.
Новация доступной среды в образовании заключается в том, что он объединяет различные лучшие и эффективные образовательные практики «под одним зонтом». Учебная программа, разработанная с учетом принципов доступной среды, дает учителям возможность пользоваться одним источником с возможными дальнейшими адаптациями и модификациями.
Для понимания принципов доступной среды надо знать, как повысить гибкость содержания (материалов учебной программы), процессов (учебных методов) и продукта (работа ученика). Для понимания принципов доступной среды также важно знать о гибкости преподавания для учета индивидуальных особенностей учащихся и о возможности использования технологий в этом процессе. Учебные программы, созданные на основе принципов доступной среды, содержат немало возможностей для обеспечения гибкости (приспособлений, методов, материалов и т.п.). Используя учебные программы с учетом принципов доступной среды, учащиеся получают возможность выбора различных форматов обучения (учителя предлагают многочисленные варианты формата проведения урока), работы с учебными материалами (учителя позволяют различные варианты привлечения учащихся), а также различных способов демонстрации своей успеваемости (учителя дают различные варианты проведения оценки). Когда в классе применяются принципы доступной среды, ученики могут нажать кнопку на компьютере и иметь постоянный доступ к приспособлениям.
Применение вспомогательных технологий может улучшить доступ учащихся с инвалидностью в учебную программу для того, чтобы они имели равные возможности со своими сверстниками успешно усваивать ее.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)