Доступная среда: особенности применения разумного приспособления
Когда в классе учатся дети с церебральным параличом
Детский церебральный паралич - это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики.
У детей с детским церебральным параличом могут присутствовать любые из этих симптомов:
- нарушение речи;
- нескоординированность движений;
- судороги и приступы;
- несдержанность;
- общая и мышечная боль;
- произвольное выделение слюны;
- нарушение развития;
- трудности усвоения материала;
- поражение слуха или зрения;
- приступы удушья;
- повышенный уровень непредвиденных ситуаций вследствие недостаточного контроля мышечной деятельности и ограниченной мобильности;
- произвольные движения пораженных частей тела, в том числе конечностей, туловища, лица и шеи;
- повышенная чувствительность к прикосновениям;
- повышенная склонность к возникновению тяжелых заболеваний (например, воспаления легких).
Ученик с детским церебральным параличом будет иметь значительную поддержку благодаря изменениям, предложенным учителем в обычном классе.
Попробуйте воспользоваться советами по оказанию поддержки таким ученикам:
- Подготовьте других учеников к тому, что вместе с ними будет учиться ученик с церебральным параличом (его особенности, потребности, увлечения).
- Расскажите ученикам в классе о каком-либо специальном оборудовании, которым будет пользоваться ученик.
- Для помощи можете «назначить» ответственных одноклассников.
- Организуйте среду в классе таким образом, чтобы не было препятствий для мобильности ученика, который передвигается в инвалидной коляске.
- Убедитесь, что пол ровный и на нем отсутствуют ковры или любые возвышающиеся поверхности, которые могут помешать движению ребенка в инвалидной коляске.
- Внесите изменения в учебный процесс, например, давайте больше времени для выполнения определенных задач.
- Работайте над развитием вербальной коммуникации, используя ролевые игры.
- Предлагайте помощь ученику, но помогайте, только если он согласится, либо попросит о помощи.
- Найдите другие пути общения, если мобильность ученика значительно ограничена. Например, подумайте, чем можно заменить подъем руки.
- В период обучения грамоте, дети, которые не способны писать, могут выполнять задачи на магнитной доске или на компьютере. Такой подход помогает учителю проверить знания ученика, а ученику - развивать моторику рук.
- При переходе к следующему заданию давайте немного времени на отдых и повторяйте содержание задания несколько раз, обращая внимание на сложные аспекты.
- Обеспечьте наличие необходимых специальных адаптированных приспособлений, например таких, которые помогают удержать в руке ручку или карандаш, тетради в косую линию для письма, компьютер, планшет.
- Убедитесь, что ученик привлечен к социальной деятельности - вечеринкам, собраниям и т.д.
- Разрешайте ученику при необходимости выполнять движения на растяжение мышц.
- Делайте двигательные упражнения на перерыве, упражнения для снятия усталости глаз, на развитие сенсорики.
- Для безопасности ученик должен сидеть за партой, которая расположена близко к выходу.
Когда в классе учатся дети с эпилепсией
Кроме знаний об оказании первой помощи при приступе, учителю также будет полезно:
Встретиться с родителями перед началом учебного года, больше узнать об их ребенке, скоординировать совместные действия, спросить, можно ли и как рассказать ученикам в классе о существующих нарушениях у их ребенка.
- Подготовить учеников в классе к тому, что у них будет учиться ученик с эпилепсией, и в случае необходимости, ему нужно будет оказать помощь.
- Рассказать ученикам в классе, как правильно оказывать помощь ученику с эпилепсией.
- Адаптировать при необходимости учебный план.
- Использовать различные способы подачи учебного материала.
- Определить, сколько времени необходимо ученику, чтобы он снова начал работать в том же ритме, что и до приступа; учесть это, чтобы отрегулировать нагрузку.
- Сообщать родителям о любых изменениях в усвоении учебного материала их ребенком.
Когда в классе учатся дети с нарушениями слуха
Родители детей с нарушениями слуха быстро учатся общаться с ними дома. Они знают, как близко необходимо находиться, какой громкости должен быть их голос, чтобы ребенок услышал и понял сказанное.
Если применять раннее вмешательство и имеющиеся вспомогательные технологии, например, слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты, отставание в развитии речи и обучении можно свести к минимуму.
Благодаря вспомогательным технологиям и пониманию проблемы все больше детей с нарушениями слуха могут посещать общеобразовательные учебные заведения, имея при этом особые навыки общения и слушания. Но в учебных заведениях существуют внешние факторы, которые будут влиять на их возможность слушать, учиться и общаться со своими сверстниками, поэтому необходимо это учитывать при планировании учебного процесса для этой группы детей.
Ниже предложено несколько советов, как помочь ребенку с нарушениями слуха:
- Во время уроков используйте наглядные демонстрационные материалы.
- Пишите основную учебную информацию на доске.
- Предоставляйте раздаточные материалы с важной информацией, связанной с темой изучения.
- Разговаривайте громко, четко и ровно. Некоторые дети могут слышать, но воспринимают отдельные звуки искаженно. Поэтому необходимо подбирать необходимый тембр звучания. Иногда достаточно лишь снизить высоту голоса, поскольку ребенок потерял способность воспринимать высокие частоты.
- Перед тем, как начинать разговор или описание задачи, привлеките внимание всех детей.
- Не меняйте тему внезапно, без предупреждения. Используйте переходные фразы.
- Во время преподавания поворачивайтесь лицом ко всем детям.
- Организуйте работу в классе таким образом, чтобы дети сидели в кругу или чтобы вы видели каждого.
- Разговаривайте медленно и повторяйте основные моменты другими словами (перефразируйте).
- Разрешите использовать диктофоны.
- Обеспечьте предоставленную информацию, задания на электронных носителях.
- Посадите ученика вместе с одноклассником (другом), чтобы в случае необходимости можно было оказать помощь.
- Не забывайте о безопасности в чрезвычайных ситуациях в классе и школе для этой группы детей.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)