Вспомогательные технологии, которые привлекают внимание к факторам риска
Факторы риска (визуальные, психические, нарушение слуха, невозможность сконцентрироваться, отсутствие мотивации и доступа к материалам для чтения) могут препятствовать развитию умения читать. Такие вспомогательные технологии, как: интерактивные компьютерные программы, слуховые аппараты, звукоусилительная аппаратура, подключение совместимых интерфейсов, возможность видеть на экране шрифт разного размера и т.д., помогают ученикам с психическими и сенсорными нарушениями развития. Мотивируя учащихся, учитель может использовать компьютерные программы для создания индивидуализированного чтения интересных книг или текстов. Таким образом, ученики получают материал для чтения, который соответствует их интересам, опыту и предыдущим знаниям. Мультимедийные Интернет-сайты также всем ученикам дают возможность получать пользу. Они содержат понятные новости в различных аудио- и видео-форматах, сокращенные варианты и очерки. Простые технологические устройства для учащихся с инвалидностью предусматривают соответствующие материалы (цветная пленка, инструкции о чтении, которые помогают ученикам удерживать перед собой в фокусе пункт, который надо прочитать и т.д.).
Применение вспомогательных технологий в процессе изучения математики
Проблемы освоения математики разнообразные и сложные. Среди них те, которые связаны с чтением:
- непонимание содержания (условия) задачи;
- визуальное смешение записи чисел;
- невозможность соотнести цифру с количеством предметов.
Для освоения математики детям нужно соотносить цифру с числом (количеством предметов), владеть навыками счета, понимать концептуальные, процедурные аспекты, связанные с решением простых и сложных арифметических задач.
Вспомогательные технологии, которые помогают обрабатывать информацию при решении математических задач
Для некоторых учеников математическая речь может создавать особые проблемы, следствием которых является трудность понимания терминологии, вербальных объяснений, нового материала, в осуществлении пошаговых сложных расчетов, решении длинных примеров в письменной форме. Некоторые ученики, которые имеют нарушения речи, часто нуждаются в демонстрации конкретных материалов. Специальные вспомогательные технологии помогают ученикам практиковать решения задач, формировать навыки критического мышления для конструирования образцов, лабиринтов, графиков, зданий и предметов, использовать различные наборы для манипуляций на экране (блоки для сборки, основания из блоков), решать математические проблемы, предлагают конкретные материалы для понимания абстрактных терминов, используемых в математике.
Вспомогательные технологии, помогающие предотвращать визуальные проблемы (смешение записи чисел)
Одна из типичных математических проблем - это невозможность представить информацию для запоминания в символах, визуально, с помощью цифрового кода. Например, у ученика могут быть проблемы с распознаванием цифр (например, 6 и 9, 2 и 5, 17 и 71), монет, операционных символов, обозначений стрелок часов, трудности в сопоставлении направлений (например, расположение цифр сверху вниз для сложения и вычитания, слева направо для перегруппирования и чтения ряда цифр и т.д.). Технологически простые решения, такие, как счеты для визуального и кинетического восприятия, часто используются для того, чтобы помочь ученикам овладеть соответствующими математическими понятиями. Технологически сложные решения предусматривают различные компьютерные программы, которые помогают изучить дроби, используя различные графики.
Вспомогательные технологии, которые помогают усвоить соотнесение цифры и числа или понятие количества
Ученики, которые испытывают трудности с пониманием цифр, могут получить пользу от использования таких простых вспомогательных технологий, как колонки с различными цветными кодами на листе бумаги. Сложные вспомогательные технологии предусматривают использование компьютерных программ, которые помогают ученикам изучать основные функции расчетной таблицы, могут давать советы, как импортировать и экспортировать информацию, добавлять звуки и делать презентации. Программы также оказывают поддержку учащимся при изучении особенностей построения и интерпретации графиков, решении математических проблем и связывают математику с повседневной жизнью. Другие программы помогают ученикам решать проблемы, нумеровать факты, выполнять действия умножения, использовать деньги и тому подобное.
Применение вспомогательных технологий в общении
Общение является процессом обмена информацией между лицами, который происходит благодаря системе символов, знаков или поведения. Для некоторых людей такой обмен прерывается или задерживается вследствие различных проблем, связанных с речью, слухом, замедленной реакцией. Вспомогательные технологии могут открывать доступ к каналам связи через печать, символы и искусственную речь. Коммуникативные системы вспомогательных технологий - это сочетание технологически простых и сложных устройств, обеспечивающих потребности конкретного ученика в речевом высказывании и восприятии речи. Для учащихся, испытывающих трудности в общении, существуют альтернативные и усиливающие коммуникации. Альтернативные и усиливающие коммуникации - это метод, используемый для содержания функциональной связи. Устройства альтернативных и усиливающих коммуникаций помогают человеку поддерживать связь в то время, когда традиционные формы коммуникации (устные или письменные) не удовлетворяют соответствующие потребности. Они могут использоваться вместо произношения или в сочетании с речевой деятельностью.
Вспомогательные технологии, которые поддерживают возможность высказываться
У учеников, которые имеют нарушения речи или проблемы развития коммуникативных способностей, ограничен доступ к общей учебной программе и участию в совместных мероприятиях (утренние встречи, выбор, взаимодействие со сверстниками, работа в малых группах, активное участие в мероприятиях класса и т.д.). Для минимизации этих препятствий технологически простые решения предусматривают коммуникативные доски с рисунками, доски с выбором, доски с азбукой и прочее. Обычно такие коммуникативные доски создаются с использованием черно-белых линейных рисунков. Другие могут быть представлены реальными предметами, фотографиями и простым текстом.
Технологически сложные решения - это голосовые коммуникативные вспомогательные средства, электронные устройства, генерирующие напечатанный и разговорный текст. Для предоставления обратной связи голосом, голосовые коммуникативные вспомогательные устройства можно совместить с простыми технологическими досками.
Ученики, которые имеют сложные коммуникативные расстройства, часто используют специальные коммуникативные устройства, разработанные, чтобы помочь общаться с окружающими и взаимодействовать со средой. Они разработаны исключительно для упрощения процесса общения. Неспециальные альтернативные и усиливающие устройства коммуникации предусматривают использование компьютера со специализированной компьютерной программой, которая трансформирует его в мощный прибор, который может разговаривать.
Вспомогательные технологии, которые помогают понимать речь
Во время коммуникации важно не только получение сообщения, но и его понимание. Индикаторы, которые указывают на проблемы с пониманием речи, связаны с получением сообщения и могут включать: трудности запоминания услышанного на уроке или выполнения инструкций; трудности вследствие скорости передачи сообщения значительного объема услышанной или письменной информации, представленной одновременно; необходимость многократного повторения информации; обедненный словарный запас. Вспомогательные технологии могут оказать поддержку таким ученикам, помогают понять, что говорит учитель, повторить наиболее важные части информации и напомнить о задачах и вопросах для тестирования.
Технологически простые коммуникативные инструменты - это реальные предметы, фотографии или рисунки-символы для подсказки ученикам об их ежедневном графике в школе или дома. Они предоставляют визуальную поддержку, которая помогает ученикам понять, что нужно сделать и когда нужно сделать. Визуальные графики помогают детям организовать время, понять устную речь и т.д. Специальные компьютерные программы оказывают поддержку учителям в создании иконок-рисунков, которые используются вместе с визуальными средствами. Другие вспомогательные технологии помогают учителю и школьнику контролировать скорость и объем информации, которую получает ученик. Например, использование цифрового устройства для хранения надиктованной информации, которое можно использовать для помощи ученику.
Для отдельных учащихся выбор правильного словарного запаса для передачи собственных мыслей может представлять определенные трудности. Специальные технологически простые инструменты, предусматривающие игры на поиск слов, кроссворды, изучение новых слов и применение их на практике, помогают увеличить словарный запас учащихся.
т помощь в улучшении понимания прочитанного материала, подчеркивают определенные слова, сочетания слов для визуального усиления, используют песни, сказки для улучшения базовых навыков, содержат языковые модели, знакомые стихи и яркую графику.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)