Доступная среда: вспомогательные технологии и доступная среда при использовании учебных стратегий
Для некоторых учеников доступная среда и вспомогательные технологии являются необходимым условием при обучении, без которых они не могут работать в классе, тогда как для других - вспомогательные технологии просто полезны. Понимая это, учителя должны определить необходимость использования вспомогательных технологий с помощью оценки результатов учебных достижений учащихся, наблюдения за их учебной деятельностью, определения доступных ресурсов в школе или районе и ознакомления с особенностями функционирования этих технологий. Учителям также нужно знать, что вспомогательные технологии могут быть как простыми, так и сложными. Простые технологии могут быть отдельными устройствами учебных материалов или методов преподавания, а сложные технологии предусматривают использование специальных компьютерных программ или других, связанных с компьютером устройств.
Планируя виды учебной деятельности для учащихся, полезно проанализировать конкретный учебный предмет с точки зрения интеграции принципов доступной среды (для того, чтобы ученик лучше усвоил этот учебный материал с помощью сверстников или учителя). Чтобы помочь учащимся усвоить основные понятия и содержание учебного материала, целесообразно использовать стратегии обучения, основанные на концепции Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Своевременное выявление этой «зоны» помогает определить, насколько ребенок готов перейти к следующему уровню обучения, поскольку каждый ученик имеет определенные особенности. Согласно указанной концепции, учителя должны планировать учебный материал таким образом, чтобы он не был для ученика не слишком сложным, не слишком легким. Ориентируясь на зону ближайшего развития, которая является критерием умственного развития ребенка, показателем индивидуальных отличий, обучение стимулирует развитие, поскольку то, что находится в этой зоне, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем этапе обучения.
Применение вспомогательных технологий при овладении письмом
Письмо является сложной задачей, которая предусматривает интеграцию различных навыков: тот, кто пишет, должен создавать основные идеи, организовывать мысли для раскрытия этих идей, а затем сформулировать предложения для передачи идей. Учителя каждый день работают с учениками, которые имеют проблемы с техникой письма, пишут с ошибками, имеют плохой почерк или испытывают трудности при написании нового текста.
Вспомогательные технологии, которые улучшают технику письма
Техника письма предполагает такие знания и навыки: автоматическое написание буквы, ориентация на странице тетради, знания грамматики, орфографии, пунктуации, скорость чтения, четкость высказывания. Использование вспомогательных технологий полезно для учащихся, имеющих трудности с письмом. Технологически простыми стратегиями могут быть: разлинованная бумага, использование зажимов вместе с традиционным карандашом или ручкой, поднятие поверхности для письма, создание наклона и использование специальных сенсорных ручек, с помощью которых ученик может осознать взаимодействие между ручкой и бумагой.
Для предоставления целевых приспособлений ученикам, у которых наблюдаются трудности во время письма (проблемы с моторикой, орфографией, словарным запасом и т.д.), могут быть разработаны различные компьютерные программы. Например, написание под диктовку дает ученикам возможность проговаривать вслух и записывать это на компьютер, а также использовать «общие языковые правила» для проверки написанного. Компьютерные программы, которые предусматривают написание слова, используются для того, чтобы сделать письменные работы эффективными. Такие программы помогают уменьшить количество ударов ученика по клавиатуре, что облегчает работу детям, имеющим проблемы с моторикой; могут значительно повысить эффективность написания для учащихся с инвалидностью. Такие программы «угадывают» вероятное слово после первой напечатанной буквы или сочетания букв и предлагают перечень слов, из которых ученик выбирает нужное.
Программы распознавания голоса как вспомогательные технологии также доступны для учащихся, имеющих нарушения моторики или опорно-двигательного аппарата. Исследования свидетельствуют, что учащиеся, которые пользуются такими программами, демонстрируют успехи при определении слов, в понимании прочитанного и в орфографии.
Применение технологий, которые поддерживают письменную формулировку мыслей
Перед выполнением письменной работы полезно использовать подготовительные упражнения: «мозговой штурм», группировка идей, определение тем или ключевых слов и т.д. Часто графические органайзеры являются соответствующими технологиями, которые могут помочь ученикам при выполнении этих задач. Технологически простые решения предусматривают рисования графиков, анализ задачи, поиск идей в Интернете, определение стратегий и др. и часто используются как стратегии для всего класса. Технологически сложные - предусматривают специально разработанные компьютерные программы, которые создают учебную базу для работы со структурой и планирования письменных заданий.
Ученики, которые недостаточно владеют навыками правильного письма, имеют другие трудности с усвоением учебного материала, могут также получить пользу от визуальных или других медиа-средств. Например, учитель может показать ученикам рисунки домашних животных с соответствующими словами-подсказками, чтобы ученики описали их жизнь на ферме. Мультимедийные письменные программы предоставляют учителям высокотехнологичные решения для устранения трудностей в написании, когда ученики получают гибкие варианты для выражения своих мыслей с помощью рисунков и звуков.
Ведение заметок может быть еще одной проблемой для учащихся, имеющих трудности с письмом, поскольку скорость написания обычно ассоциируется с лекциями в классе. Некоторые технологически простые решения предоставляют ученикам структурированный макет, куда ученик может вписать информацию. Портативные записные книжки являются технологически сложными устройствами для ведения заметок. Их интерфейс непосредственно подключается к компьютеру и помогает ученикам делать заметки там, где им удобно, даже не имея доступа к компьютеру, который стоит на парте или столе.
Применение вспомогательных технологий для совершенствования чтения
Компетентный читатель требует прочной основы из трех составляющих:
- «алфавитную» - предполагает знание алфавита, понимание связи между буквами и словами, знание того, что речь состоит из слов, слогов и фонем, способность определять звуки, слышать новые слова, распознавать модели написания;
- скорость - возможность прочитать связанный текст быстро, четко, без особых усилий и автоматически, уделяя минимум внимания механике чтения или декодированию;
- соответствующий словарный запас (определенное количество слов для определенного возраста).
Вспомогательные технологии, которые помогают изучить азбуку
Учителя, которые используют принципы доступной среды, могут выбрать различные инструменты для улучшения распознавания букв, фонем, развития фонематического слуха, распределения слов на слоги и определения моделей орфографии. Простые вспомогательные технологии, такие как рисование линий, фотографии и рисунки символов, могут использоваться для обучения этих навыков. Отдельные учителя могут разрабатывать свои собственные вспомогательные инструменты, другие могут использовать компьютерную программу, база данных которой состоит из более 3000 символов-рисунков, которые могут состоять в различном формате, использоваться как карточки или для создания адаптированных книг.
Учебные и вспомогательные технологии, которые способствуют скорости чтения
Для ускорения скорости чтения часто используется стратегия повторного чтения. Из-за использования вспомогательных технологий, таких как устройства, которые читают вслух печатные книги, «книги, которые разговаривают», учителя могут обеспечить привлечение учащихся к повторному чтению без особой поддержки со своей стороны. Записанные на диск печатные материалы можно найти в Интернете.
Скорость чтения, как и понимание фонем, может развиваться с помощью компьютерных программ, направленных на улучшение этих навыков. Есть компьютерные программы, которые предлагают выполнять упражнения раз и по несколько раз каждый день. Они направлены на повышение скорости чтения и не только дают ученикам пользу от повторного чтения, но и выполняют функцию «рассказчика» (ученик может прослушать текст с правильной артикуляцией и соответствующей скоростью).
Вспомогательные технологии, которые способствуют улучшению понимания прочитанного
Ученикам, которые испытывают трудности с пониманием содержания прочитанного текста и медленно читают, вспомогательные технологии помогают улучшать эти навыки, даже если они все еще не могут в полной мере понять смысл или быстро читать. Специальные компьютерные программы помогают ученикам читать слова вслух, оказывают помощь в улучшении понимания прочитанного материала, подчеркивают определенные слова, сочетания слов для визуального усиления, используют песни, сказки для улучшения базовых навыков, содержат языковые модели, знакомые стихи и яркую графику.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)