Доступная среда: зона ближайшего развития
Современные знания о том, как функционирует мозг, соответствуют теории Л. С. Выготского, которая гласит, что социальное взаимодействие является фундаментальным для развития познавательной деятельности и сознательного внимания, логической памяти и формирования концепций. Этот процесс проходит в два этапа: первый - между людьми, а затем - внутри ребенка. Оптимальную связь между учебным материалом, который надо изучить и учебными характеристиками Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития и определял это как «расстояние между действительным уровнем развития и уровнем потенциального развития через решение проблемы с помощью взрослых или в сотрудничестве с более опытными сверстниками». Иначе говоря, зона ближайшего развития является разницей между тем, что может сделать ученик самостоятельно, и тем, что он может сделать при наличии поддержки учителя или более опытного сверстника. Зона ближайшего развития является когнитивной зоной, где происходит обучение; она постоянно открыта для нового, а ее границы постоянно меняются. Обучение является наиболее эффективным, когда ученики находятся в «своей» зоне. Согласно теории о зоне ближайшего развития:
- Поскольку каждый ученик работает соответственно своему уровню развития, ему необходимы различные объемы помощи для того, чтобы перейти на другой, более высокий уровень.
- Новая информация связана с изученным ранее материалом.
- Обучение сочетается с существующими знаниями - с тем, что ученик способен выучить. Хороший учитель работает с учеником, чтобы помочь ему перейти на следующий уровень, или это могут сделать сверстники, работающие на более высоком уровне, чем ученик, имеющий определенные трудности, но все движутся в одном направлении.
Поскольку существует разрыв между убеждениями ученика в своих возможностях и оценкой учителя максимальных возможностей школьника, процесс преподавания, собственно, может сдвинуть эти пределы. Это предполагает, что учитель узнает об индивидуальных интересах и предпочтениях ученика в процессе его взаимодействия с учебным материалом или информацией, которую надо усвоить. В то же время учитель понимает, если учебные задачи будут слишком сложными, ученик может растеряться или наступит «усталость мозга». Если же упражнения будут слишком легкими, значимое обучение не произойдет. Это требует от учителя определенной гибкости в преподавании. Учитель, который использует знания о зоне ближайшего развития, способен организовать учебную среду на основе принципов доступной среды и обеспечить прогресс в овладении учебной программой для всех учащихся, в том числе учащихся с особыми потребностями.
Теория множественного интеллекта и ее связь с доступной средой
Поскольку путь получения знаний является уникальным для каждого, как и выполнение конкретного учебного задания, учитель должен знать, как лучше проложить этот путь, то есть позволить ученику использовать его природные склонности для формирования понятий и поддержки обучения. Для этого следует ознакомиться с теорией Говарда Гарднера о множественном интеллекте. Важность работы Гарднера заключается в том, что она предлагает многообразие учебной среды. Вместо того чтобы рассматривать обучение как академическую устойчивость, что в первую очередь предполагает чтение, за которым следуют письменные задания, Гарднер открыл мир для альтернативных подходов преподавания, основанных на особенностях познания отдельных учеников.
В своих исследованиях, основанных на изучении множественного интеллекта, Гарднер охарактеризовал интеллект, как «способность решать реальные жизненные проблемы, создавать новые проблемы для решения и создавать продукты, или предлагать необходимые услуги в рамках определенной культуры». Ученый утверждает, что интеллект является многогранным, его можно разделить как минимум на восемь разных типов: вербальный (лингвистический), логический (математический), музыкальный, пространственный, кинетический, внутренне личностный, межличностный и натуралистический интеллект.
Каждый из них является важным; знание и учет каждого из них при преподавании может обеспечить активное привлечение ученика. В то же время, надо признать, что в большинстве случаев, традиционное обучение сосредотачивается на вербальном или математическом подходе, игнорируя остальные.
Просматривая подход Гарднера к преподаванию, становится понятно, что ученый не отдает предпочтение определенному типу интеллекта, как и не делает вывод, что не стоит изучать язык или развивать логические навыки. Учитель, который развивает эти навыки у ученика, вносит вклад в будущий успех воспитанника, так как эти качества высоко ценятся во многих культурах. В то же время, расширяя перспективы в различных направлениях получения знаний и мышления, педагоги могут повысить эффективность работы в классе и учебного опыта.
Теория множественного интеллекта не является универсальным рецептом для обучения. Гарднер предостерегал от навешивания ярлыков на ученика, который все время одинаково реагирует на учебную программу. То есть, если ученик демонстрирует музыкальные способности, его надо учить только, используя музыку или движения, надо развивать другие умственные способности, особенно те, которые будут задействованы в академическом обучении. Ведь ученик не может танцевать, чтобы получить хорошую оценку на экзамене по математике или письму. Однако если учителя будут уделять меньше внимания пассивному обучению, а больше альтернативному, которое предусматривает движение, практическую работу с предметами, музыку и социальное взаимодействие, тогда будут задействованы все сильные стороны ученика. Такие педагоги могут продемонстрировать ученикам, как использовать другие их возможности для того, чтобы изучать предметы, которые обычно даются сложно; при таком естественном привлечении ученики будут прилагать больше усилий и станут открытыми для понимания.
Преподавание с привлечением различных способностей учащихся или, в нашем контексте, использование любых альтернативных учебных методов преподавания, должно осуществляться без дискриминации. Понимание индивидуальных особенностей ученика созвучно с принципами доступной среды, которые лучше всего способствуют обучению. Гарднер также предостерегал от риска неправильного использования своей теории в качестве критериев оценки. Учителя не должны пытаться преподавать все предметы для всех типов интеллекта или разделять учеников на различные умственные категории. Поверхностное понимание или неправильное использование теории множественного интеллекта не только понижает ее значимость, но даже может создать препятствия в обучении - это облегчает создание Доступной среды для инвалидов.
Связь исследований функционирования мозга, доступной среды и обучения, основанного на деятельности
Наше понимание множественности интеллекта, зоны ближайшего развития и современные исследования функционирования мозга поддерживают две главные мысли относительно доступной среды:
- поскольку каждый мозг имеет уникальные модели развития, все ученики учатся по-разному;
- ученики учатся лучше, когда они вовлечены в обучение, когда они чувствуют себя в безопасности, а учебный материал для них интересен.
Учителя, которые учитывают индивидуальные особенности в классе и сосредотачивают свое преподавание на минимизации слабых сторон ученика, использовании его сильных сторон, а не просто обучают всех школьников с учебником в лекторской манере, связывают естественный путь ученика к знаниям и создают атмосферу, которая обеспечивает участие в процессе обучения. Такие учителя становятся наставниками, главная задача которых - выстраивание основы для обучения учеников, а не только передача информации.
Один из способов реализации знаний об особенностях функционирования мозга в процессе обучения является наблюдение за учащимися, которые находятся в разных учебных ситуациях. Используя этот подход, учителя могут наблюдать за реакцией учеников на учебные задачи в контексте того, как человеческий мозг распознает информацию (отличительная сеть), как он использует информацию (стратегическая сеть) и как он реагирует на информацию (эмоциональная сеть). С помощью такого подхода учителя выбирают лучшие методы преподавания, способы взаимодействия ученика с учебными материалами и информацией, которую надо изучить, определяют, что нравится ученику, и какой способ демонстрации изученного ученик предпочитает.
Мозг, который учится
Обучение требует комплексного взаимодействия между системами признания, разработки стратегии и эмоциональной реакции. Нет двух людей, которые учатся одинаково. В то время когда в мозгу каждого человека функционируют те же участки и сотрудничают примерно так же, исследования компьютерной томографии свидетельствуют, что каждый человек имеет свою собственную «подпись» под каждым действием.
У каждого из нас кора головного мозга функционирует по-разному. Например, у некоторых людей большие зоны мозга предназначены для определения моделей, генерации идей или сосредоточения на конкретных приоритетах. Это различие может отображаться в различных учебных стилях, сильных или слабых сторонах и различных типах интеллекта.
Если рассуждать об индивидуальных различиях в работе систем мозга, можно сделать вывод, каким образом учебная программа должна обеспечить гибкость, чтобы стать доступной для всех, кто учится. Различные способы презентации содержания могут корректироваться в соответствии с системой распознавания различных учеников, различными вариантами демонстрации знаний учениками. Оценки могут корректироваться в соответствии со стратегическими и моторными системами учеников, а различные способы привлечения могут изменяться в соответствии с различными эмоциональными системами учеников.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)