Доступная среда: кооперативное обучение
Во время кооперативного обучения учащиеся объединяются в небольшие группы и совместно работают над выполнением задания, часто оставаясь в составе таких групп в течение 4-6-ти недель. Среди преимуществ кооперативного обучения для учащихся с особыми образовательными потребностями являются: рост социального взаимодействия, уменьшение проблем с поведением, повышение внимания и физического привлечения к выполнению учебных заданий. Кооперативное обучение со сверстниками, которые могут выполнять роль наставников, улучшает качество обучения: члены группы помогают друг другу понять новые понятия и выполнить групповые проекты
Пример урока с использованием кооперативного обучения
Учитель может использовать стратегию кооперативного обучения для стимуляции работы группы над проектом или задачей. Совместное выполнение задачи происходит сразу после инструкций - после того, как учитель представил информацию всему классу, смоделировал, а затем дал практические советы об усвоении содержания и развития соответствующих навыков.
Например, учитель продолжает тему социальных исследований по экономике. В частности, продолжается осмотр таких вопросов: желания и потребности, расходы, составление бюджета, стоимость, доход и т.д., которые уже были представлены и обсуждались со всем классом. Учитель предоставляет возможности для усвоения необходимых знаний через обсуждение определенных понятий из терминологического словаря, моделирование и развитие соответствующих навыков, предоставление практических советов, проведение различных упражнений со всем классом во время преподавания этой темы. Далее он может представить задачи для кооперативного обучения, когда в малых группах ученики смогут вместе работать над практическими упражнениями и применять знания, полученные на предыдущих занятиях. Учитель формирует группы по четыре или пять учеников, убедившись, что группы являются разнородными (насколько это возможно). Конкретное учебное задание для учащихся может заключаться в разработке бюджета с использованием определенной суммы денег, учитывая желания, потребности, доход, затраты и другие аспекты. До начала работы независимых групп в презентации всему классу можно использовать художественную литературу или публицистику для предоставления примеров по финансовым и бюджетным вопросам.
Учитель должен проинформировать учеников об основных правилах поведения во время работы в группах для того, чтобы создать определенную атмосферу. Параметры межличностных отношений, личной или групповой ответственности, конечного продукта и оценивания должны быть четко определены в понятных для учеников терминах: что нужно делать, в каком порядке, с какими материалами работать и какие конкретные конечные результаты ожидаются от учеников, что им нужно продемонстрировать.
Создавая малые группы, учитель может обратить внимание на выявление определенных ролей для каждого члена группы. Учитель может объяснить и смоделировать каждую роль для того, чтобы ученик четко понял, как его индивидуальное задание и роль будут вносить вклад в успех всей группы. Некоторые типичные роли в учебных группах могут быть такими:
- секретарь - ведет заметки обсуждений и принятия решений;
- докладчик - выступает от имени группы, когда надо доложить всему классу или учителю;
- менеджер - распределяет работу, раздает материалы, проводит мониторинг;
- наблюдатель по времени - следит за временем, помогает группе использовать его эффективно.
В то время как группы работают, учитель может применить стратегии для усиления положительного социального поведения. Межличностные навыки, такие как решение конфликта, построение доверия, лидерство, конструктивная критика, переговоры, консенсус и компромисс, - чрезвычайно важны и их надо помочьразвивать ученикам. Школьников оценивают в соответствии с тем, как хорошо они выполняют свои роли при работе с другими членами группы (индивидуальное задание) и по конечному продукту, что является следствием работы всей группы (групповое задание).
По завершению групповой работы учащиеся и учитель могут вместе подумать над процессом работы группы и конкретными учебными результатами, поведением, которое обусловило удачное выполнение задания, а также над поведением, которое, возможно, мешало группе и, наконец, оценкой конечного продукта.
Тематическое обучение
Во время тематического обучения уроки планируются вокруг конкретной темы, но излагаются различными средствами, которые касаются темы.
Пример урока с использованием тематического обучения
Тематическое обучение основывается на убеждении, что ученики учатся лучше, когда могут совместить реальный мир с темой обучения. Тема, которая определяет идею и объединяет разные предметы, помогает ученикам учиться целостно. Учитель (или группа учителей) принимает решение о теме, вокруг которой будет происходить обучение.
Например, во время занятий зимой темой уроков могут быть снежинки. При планировании уроков учитель подбирает для чтения отрывки из произведений различных авторов о снежинках. Во время уроков языка ученики могут написать короткие рассказы о снежинках (после соответствующих занятий по написанию сочинений) или создать оригинальные стихи (после изучения структуры различных поэм и поэтических стилей). На уроках естественных курсов учащиеся могут изучать, как образуются снежинки, исследовать их, предвидеть и измерять снежные осадки и др. Уроки математики могут предусматривать упражнения на симметрию, геометрию снежинок и упражнения на расчеты, используя математические формулы. Социальные дисциплины и уроки географии могут предусматривать упражнения, во время которых изучаются карты районов осадков, где проходили самые большие и самые маленькие снежные осадки, а также понимание того, как люди адаптируют свое поведение и деятельность к соответствующему климату. На уроках здравоохранения и на уроках физкультуры зимой ученики могут изучать безопасность в зимние месяцы и подготовку к снежной буре. Во время уроков рисования или труда они могут вырезать снежинки из бумаги, создавая иллюстрации к рассказам и стихам, фотографируя снег. Могут использоваться соответствующие технологии для организации и графического хранения информации, а также для виртуального дизайна снежинок. На уроках музыкального воспитания ученики могут слушать песни о снеге или снежинках и выполнять различные двигательные упражнения.
Интеграция одной темы в различные предметы помогает учащимся осознать, что понятия, которые они изучают, взаимосвязаны. Ученики активно участвуют во всех учебных мероприятиях благодаря связям с учебным опытом, добытым в повседневной жизни, работая вместе и осваивая новые знания и навыки. Учителя планируют интересные учебные мероприятия, позволяющие использовать различные учебные стили и обеспечивать учащимся возможности для демонстрации изученного материала.
Альтернативное обучение (обучение в обществе)
Когда после завершения изучения темы выясняется, что отдельные ученики не усвоили ее в полной мере, учитель может применить альтернативное обучение, которое предусматривает обучение в другом классе или в обществе. Обучение, которое осуществляется в обществе, может быть более подходящим для расширения урока или альтернативным подходом в овладении содержания, которое излагается в классе по общей учебной программе по конкретным темам или вопросам. Такое обучение может предусматривать: изучение особенностей предоставления услуг, возможностей организации досуга, приобретение практического опыта или проведение командного исследования.
Пример урока обучения в обществе
Уроки, происходящие в обществе, используют реальные жизненные ситуации и окружение для обогащения опыта, приобретенного в классе. Учителя стараются углубить понимание учеников и расширить использование приобретенных ими в классе навыков, понятий через представление аутентичного, практического опыта в обществе. Например, ученики, которые учились готовить еду и изучали ее пищевую ценность на уроках здравоохранения, могут получить учебный опыт в обществе о планировании и приготовлении блюд на день. Возможно, удастся наладить партнерские отношения с местным рестораном или кафе, где учащиеся смогут наблюдать за процессом или оказывать непосредственную помощь, расширяя таким образом свои знания.
Они могут посетить ресторан, работающий вблизи школы, чтобы ознакомиться с меню, подготовкой продуктов к приготовлению и презентацией блюд. Ученики могут посетить местный супермаркет, чтобы сделать покупки, после обсуждения и утверждения меню.
Этот учебный опыт, во время получения которого ученики имеют непосредственный доступ к объектам изучения, поможет им лучше понять концепции, представленные в классе. После усвоения соответствующих знаний и овладения навыками, касающимися приготовления пищи и анализа ее пищевой ценности, ученики активно вовлекаются в планирование, закупку, подготовку и презентацию трех блюд, которые будут представлены в течение одного дня. Используя знания, полученные во время обучения, учащиеся используют информацию о здоровом питании, пищевую ценность различных продуктов, а также рекомендованные на день нормы (в соответствии с рекомендациями о питании). Ученики применяют знания о планировании питания и подготовке полезных для питания блюд.
Ученики будут активно задействованы в обществе во время приобретения аутентического опыта, что дает им возможность развивать и углублять свое понимание информации, полученной от учителя. Во время получения реального жизненного опыта роль учителя заключается в направлении, передаче и использовании знаний, полученных в классе, для планирования мероприятий в сообществе, что поможет ученикам установить связи, которые бы без полученного практического опыта они не обнаружили.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)