Стратегии обучения, поддерживающие доступную среду
В 90-х годах ХХ века рабочая группа архитекторов, дизайнеров и инженеров работали вместе над созданием принципов универсального дизайна доступной среды для улучшения физической доступности изделий и услуг независимо от возможностей пользователя, как это определено Центром универсального дизайна доступной среды. Принципы доступной среды в образовании обеспечивают доступность учебной программы для всех учащихся в безбарьерной образовательной среде.
В отличие от доутспной среды, изделий и услуг, доступная среда в образовании расширяет фокус от физической сферы на сферы когнитивного и эмоционального доступа.
Доступная среда в образовательной сфере предусматривает предоставление информации, легко воспринимается всеми учениками, уменьшает необходимость физических усилий доступа к ней, обеспечивает мотивацию и вовлечение всех учащихся.
Планируя учебную программу и учебные материалы на основе принципов универсального дизайна доступной среды, учитель обращает внимание на то, какие барьеры стоят на пути понимания ученика и какие потребности необходимо удовлетворить: например, физические - через вспомогательные технологии, когнитивные - через эффективное преподавание.
Цель универсального дизайна доступной среды - облегчение физического доступа, одновременно универсальный дизайн доступной среды для обучения устраняет барьеры, стоящие на пути индивидуализации обучения.
Если после обеспечения доступа к учебной программе ученик не в состоянии применить свои сильные стороны или продемонстрировать соответствующие учебные результаты - например, учебный опыт, довольно легкий для ученика, - тогда это уже не учебный опыт. Каждый ученик должен выполнять определенное учебное задание. И этозадание должно соответствовать тому, кто его выполняет.
Архитектурно доступная и безопасная школьная среда является необходимым условием инклюзивного образования для всех. Вход в здание, в соответствии с универсальным дизайном доступной среды, должен быть один для всех. Пандус и лестница создают доступность, однако разделяют детей по признаку способа передвижения.
Дети с инвалидностью должны учиться наравне с другими. Если невозможно переоборудовать всю школу, то необходимо применить другой принцип универсального дизайна доступной среды «гибкость использования», то есть занятия для классов, где есть дети или учителя с инвалидностью, проводить на физически доступном этаже.
Связь универсального дизайна доступной среды в стратегии обучения
Когда учителя начинают использовать принципы универсального дизайна доступной среды, они осознают, что стратегии организации учебного процесса помогают им подготовиться к уроку в классе с разными учениками. В конце концов, это очень хорошая практика, когда универсальный дизайн доступной среды действует.
Хороший дизайн учебных материалов сам по себе не гарантирует эффективного преподавания. Как и любой инструмент, учебные материалы являются эффективными только тогда, когда учитель ими пользуется.
Некоторые стратегии обучения обеспечивают гибкость обучения, предлагая ученикам различные альтернативы. Некоторые стратегии, такие как закрепление учебного материала или кооперативное обучение, дают ученикам возможность достичь самостоятельности в обучении через работу в малых группах в том же классе; другие стратегии предлагают гибкие инструменты для учителя, такие как моделирование и использование вспомогательных технологий. Мы не ожидаем, что учитель будет использовать все стратегии или даже большинство из них.
Учителя, как и ученики, подходят к учебному процессу индивидуально, и не всем учителям нравятся те или иные стратегии. Вопрос заключается в том, что учитель никогда не должен оставлять ученика с ощущением, что можно было бы изучить больше, если бы урок прошел иначе.
Дифференцированное преподавание
Первая учебная стратегия - дифференцированное преподавание, является общей стратегией. Сначала оно использовалось для работы с одаренными учениками, а впоследствии дифференцированное преподавание стало применяется для признания различных когнитивных потребностей учащихся в классе, которые учатся на различных уровнях. В то время, когда учитель не меняет учебную программу, он может изменять содержание (материал, который преподается), процесс (методы и средства обучения) или конечные результаты (каким образом ученики демонстрируют то, чему научились во время урока). Учитель может изменять скорость, методы преподавания или уровень сложности информации. Это дает ученикам возможность усвоить то же учебное содержание, которое согласуется с их индивидуальными возможностями и способностями.
В таких классах учителя меняют процесс преподавания для улучшения понимания учениками их учебных задач, возможности планировать и выполнять задачи, эффективно использовать учебные материалы, понимать содержание информации, представленной различными способами, организовывать работу, понимать и устанавливать обратную связь, эффективно выражать идеи. Цель дифференцированного преподавания состоит в том, чтобы все ученики были активно вовлечены и охвачены. Учеников могут объединить в малые группы по возможностям или по их интересам или учебными стилями.
Пример дифференцированного урока математики
Для представления новой концепции учитель может проводить преподавание для всего класса, а затем использовать большую часть времени для работы в малых группах, когда ученики вместе работают над задачей. Ученики объединяются в группы в зависимости от уровня их готовности воспринимать учебный материал, или их интереса к конкретной задаче по математике, которую они должны выполнить. Они могут посмотреть ошибки, сделанные во время выполнения домашнего задания, проверить собственные упражнения с предыдущего дня; карточки с учебными задачами в папках, разложенные по уровню сложности, что может подготовить учащихся к следующему тесту. Все ученики работают над одной концепцией, но набор проблем для каждой группы планируется в зависимости от уровня группы.
Учитель может использовать задания, связанные с двумя, тремя или четырьмя видами деятельности в соответствии с разными уровнями готовности учащихся. Обычно работает более чем одна маленькая группа на одном уровне сложности. Члены каждой группы имеют свой собственный перечень проблемных вопросов, инструкции и необходимую дополнительную информацию. Ученики работают вместе, помогают каждому понять и скорректировать свою работу. Учитель следит за работой учащихся, отвечает на вопрос только тогда, когда члены группы не могут решить его самостоятельно. Учитель меняет состав группы еженедельно, записывая свои наблюдения о готовности каждого ученика в зависимости от складывающейся ситуации во всем классе, работы в малых группах, индивидуального обсуждения, а также выполнения учебных задач.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)