- Социально-психологические ресурсы
Эта группа предполагает следующие ресурсы:
- значимые другие люди;
- социальные роли;
- социальные нужды;
- привязанности и привычки.
Ресурсы, которые входят в эту группу, могут раскрыть и задействовать компетентные специалисты, которые понимают, как устанавливать контакт с ребенком, как обучать его общепринятым правилам поведения, социальным ролям.
Это все важные позиции воспитания, формирования социально приемлемых проявлений, ценность которых обусловлена тем, что у детей с аутизмом крайне необходимо «лелеять» социальные качества, воспитывать их со всеми необходимыми требованиями, чтобы они не становились манипуляторами для других людей (прежде всего родных), и не проявляли произвол, стараясь делать только то, что хотят сами.
Эти ресурсы обеспечивают удовлетворение потребностей детей с аутизмом в благоприятной социально-психологической атмосфере, позитивный настрой, а также доверительное, доброжелательное общение и понимание друг друга.
Обучение таких детей общечеловеческим правилам и нормам происходит благодаря взрослым, которые знакомят их:
- с доступными моделями общения (здороваться, прощаться, благодарить);
- демонстрируют различные вербальные и невербальные средства общения (мимика, взгляд, жест, пантомимика);
- формируют социальные навыки и социальное поведение;
- организуют взаимодействие ребенка с микросоциумом;
- формируют социальный опыт на занятии - моделируют различные формы общения и усвоения социальных форм поведения;
- способствуют формированию доверительных, доброжелательных отношений, положительного настроения;
- обеспечивают эмоциональную насыщенность занятия и разнообразие деятельности;
- создают ситуацию успеха и тому подобное.
Для усвоения приемлемых в социуме правил следует использовать визуальную поддержку, например:
- Карточка, расположенная слева, должна быть подсказкой для ученика с аутизмом, чтобы он не забыл поздороваться с одноклассниками.
- Карточка справа ориентирует, как надо вести себя ученику на уроке: ровно сидеть за партой, смотреть на учителя / на доску.
Благодаря визуальной поддержке у таких детей вся важная информация всегда доступна; появляется возможность обратить внимание на соответствующую информацию, которую сложно воспринимать ребенку с аутизмом; получить знания и научиться оперировать ими: обрабатывать, систематизировать, запоминать, принимать участие в процессе коммуникации.
Главной задачей использования социально-психологических ресурсов в процессе обучения и развития детей с аутизмом является «добавление» к миру людей, ведь именно эта причастность позволяет сформировать предпосылки их всестороннего развития и приобрести адаптивные возможности.
Учет и использование всех указанных групп внешних ресурсов способствует созданию условий для введения детей с аутизмом в образовательную среду. Одновременно, не менее значимой является работа по выявлению и развитию ресурсов самих детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)