- Предметно-пространственные ресурсы
Ресурсы этой группы конкретизируются в таких подходах, как: структурирование пространства и учет важных предметов для преобразования среды.
Согласно международного опыта, создание благоприятных условий для ребенка с аутизмом предусматривает определение конкретных зон для деятельности и их границ с помощью визуальных опор, а именно: мебели, наклеек, отметок, цветных лент, ковров, цветных фигур, скатертей, салфеток и т.д., чтобы сделать среду понятной, управляемой и способствовать сосредоточению внимания и глубокому пониманию задачи.
Пространственные ресурсы учебного помещения тесно взаимосвязаны с предметными ресурсами и предусматривают наличие специфических предметных ресурсов в каждой зоне: учебная зона - пособия, дидактические материалы, необходимые принадлежности; игровая зона - игровой материал и тому подобное.
Эксперты в вопросах работы с аутичными детьми рекомендуют также маркировать их рабочие места: написанные имена, фотографии или какие-то определенные рисунки (знаки).
Создание высокоорганизованного пространства делает окружающую среду для аутичного ребенка четкой, упорядоченной и предсказуемой.
Понятно, что в начале внедрения такого зонирования происходит договоренность с детьми о каждом участке пространстве, ведь ученикам важно знать, что будет происходить в том или ином месте, где каждая зона начинается и где заканчивается, как попасть в определенную зону и как осуществлять переход с одного участка в другой?
Четкая структурированность внешнего пространства учит детей с аутизмом придерживаться правил определенного поведения, формирует привычки выполнять определенные виды деятельности. Когда дети начинают выполнять задачи более самостоятельно, объем физического структурирования может постепенно уменьшаться.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)