Преимущества и трудности в процессе совместного преподавания
Начало совместного преподавания в сотрудничестве двух учителей можно сравнить с переходом по мосту: сзади остались проверенные дорожки, а впереди - незнакомая территория, где будут формироваться новые знания и умения. Важно, чтобы обе стороны были убеждены, что смогут успешно перейти этот мост, и станут на твердую почву лучше, сильнее и измененными. И, возможно, они дальше пойдут вместе, в одном направлении, хотя и начинали свой путь с противоположных сторон.
- К сожалению, иногда возникает впечатление, что учителя общеобразовательной школы и коррекционные педагоги работают как бы в разных мирах. Часто между ними отсутствуют обсуждения и общение. Почему так происходит? Возможно, так как не хочется что-то менять, и всех устраивает такое положение дел?
- Довольно часто учителя разговаривают, будто на разных языках, например, при планировании учебных целей и задач педагоги общеобразовательных классов начинают с учебной программы и используют процесс оценивания, чтобы определить, что было изучено, а коррекционные педагоги начинают с оценивания и планируют обучение таким образом, чтобы восполнить пробелы в обучении.
Впрочем, есть моменты, которые работают в пользу практики совместного обучения. Известно, что учительский труд отличается высокой степенью систематичности и системности выполнения различных видов и форм работы. Речь идет о планах, отчетах, программах, которые составляются систематически и постоянно. Надо свести воедино позиции учителя общеобразовательного класса и коррекционного педагога.
Например, учебная программа дает информацию об ожидаемых результатах и способах достижения этих результатов. Этот известный и проверенный ресурс поможет обеспечить объективность дискуссий и выработку общих подходов к разработке индивидуальной учебной программы для отдельных детей. Важно четко определить цели и структуру обсуждения, определить точку отсчета и запланировать постепенные изменения. Надо обеспечить необходимую направленность и объективность этих дискуссий и отойти от чрезмерного обсуждения какого-то одного ребенка.
Для выяснения степени готовности к практике совместного преподавания учителя, ассистенту учителя и другим специалистам важно обсудить свое видение философии преподавания, привычные методы и требования, предъявляемые к учащимся. Приведенные ниже вопросы могут стать отправной точкой для такого обсуждения. В зависимости от предыдущего опыта совместной работы некоторые вопросы могут быть неактуальными. Важно рассмотреть эти вопросы заранее и запланировать провести вместе около часа для их обсуждения. Надо также помнить, что расхождения во мнениях неизбежны, а их существование - это нормальное явление. Соучителя, которые работают эффективно, учатся и профессионально растут в процессе совместной работы. Компетентное владение профессиональными навыками, открытость и заинтересованность в совместной работе важнее, чем полное согласие о правилах работы в классе.
Примеры вопросов для обсуждения взаимной готовности к практике совместного обучения:
- Чего вы ожидаете от учеников с точки зрения:
- Участия в учебных видах деятельности?
- Ежедневной подготовки?
- Выполнение письменных заданий или домашнего задания?
- Каковы ваши основные правила работы в классе? Каковы их последствия?
- Как вы обычно объединяете учащихся в малые группы во время обучения в классе?
- Какие методы преподавания вам нравится использовать больше (например, лекционную форму работы, обсуждения в классе, методы кооперативного обучения)?
- Какие формы работы вы любите использовать больше (например, лабораторные работы, практические занятия и т.д.)?
- Как вы контролируете и оцениваете успехи учеников?
- Охарактеризуйте свои типичные проверочные задания.
- Вносите ли вы изменения в преподавание для учеников с особыми образовательными потребностями? Если да, то каким образом?
- Предоставляется ли во время урока ученикам с особыми образовательными потребностями любая специальная помощь? При выполнении письменных заданий? При выполнении проверочных заданий?
- Каким образом и когда вы контактируете с семьями учеников?
- Каковы ваши сильные стороны как педагога? В каких аспектах у вас возникают трудности? Чего вы терпеть не можете?
- В чем вы видите свои потенциальные роли и обязанности в качестве соучителя?
- Если вы решите преподавать вместе, какие самые большие надежды вы возлагаете на работу в команде? Что вызывает у вас наибольшее беспокойство?
Другие рекомендации об организации процесса совместного обучения охватывают следующее:
- Совместное преподавание необходимо осуществлять постепенно. Для учителей оно является значительным изменением, отдельные этапы необходимо тщательно продумывать, четко объяснять и обосновывать.
- Необходимо сосредоточить внимание на тех изменениях учебной среды, которые могут потребоваться при создании инклюзивного класса (эти изменения отображаются в индивидуальной программе развития).
- Начинайте медленно. На уровне школы - это может означать, что сначала будут созданы одна или две пары соучителей. На уровне класса - это может означать, что коррекционный педагог оказывает помощь в классе (находится в классе и помогает ученикам, у которых возникают трудности, или предлагает определенные модификации учебного содержания). Хотя такая помощь в классе отличается от общего преподавания, она может служить удачным началом. Такое сотрудничество может иметь эпизодический, кратковременный характер, но при этом продемонстрирует ценность помощи другого учителя.
- Учебные цели и помощь детям с особыми образовательными потребностями должны отражать тот новый опыт обучения, который ученики получат в инклюзивных классах. Это означает, что в работе с детьми учителя должны максимально сориентироваться на те знания, умения и навыки, которые потребуются ученикам для достижения успеха в общеобразовательном учебном учреждении (например, организационные навыки, умение составлять тесты, навыки общения и взаимодействия, способность к самоконтролю и саморегуляции, социальные навыки).
- В школе надо создать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи и поддержки. Каждый участник, выполняющий практики совместного преподавания, имеет право высказывать сомнения, ставить вопрос, вносить предложения и тому подобное.
- Чтобы процесс совместного обучения был успешным, учителям необходимо продумать способы взаимодействия, степень привлечения каждого в процесс проведения урока, способы модификации материала в контексте каждого урока.
- Учителя должны демонстрировать общую ответственность и энтузиазм.
Если в классе указано имя учителя, который в нем работает, то в случае совместного преподавания надо отметить имена обоих педагогов. Все встречи с семьями, переписка (если таковая имеется) должны отражать участие обоих учителей, которые работают вместе. Учителям не желательно в присутствии родителей и детей спорить между собой.
Стоит помнить, что совместное преподавание - не единственный способ работы с учащимися: учителя не обязаны преподавать только вместе. Возможен такой вариант, что учащиеся с особыми образовательными потребностями находятся в классе, где проводится совместное преподавание, только часть дня. Важно, чтобы образовательный процесс был гибким и обеспечивал успешное обучение всех учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)