Значение и суть практики общего преподавания
Кроме педагогических работников, имеющих соответствующее педагогическое образование, в учебном процессе также могут участвовать другие взрослые (родители детей; студенты высших педагогических учебных заведений, которые проходят педагогическую практику, другие представители местного сообщества). Однако в таком случае их работа не будет считаться практикой совместного обучения, поскольку все перечисленные категории помощников не являются педагогическими работниками. Это не значит, что добровольцы не выполняют важную функцию в классе. От них просто не надо требовать выполнения всех обязанностей, которые возлагаются на дипломированных работников.
Большое значение в успешности и эффективности внедрения любых инноваций имеет знакомство с их особенностями, а также положительная настроенность причастных к этому ключевых лиц. Педагоги общеобразовательных учебных заведений обычно с большей готовностью воспринимают изменения, связанные с внедрением инклюзивного образования, если хорошо знакомы с его особенностями и положительно настроены на новые подходы в организации учебного процесса. Позитивное отношение к общему преподаванию является одним из главных условий его успешного внедрения.
Педагогическая профессия достаточно изолирована. Во время преподавания учитель остается наедине с классом, где происходит процесс обучения: усвоение новых знаний, развитие навыков, формирование ценностей.
Открыть дверь класса для других специалистов - значит сделать важный шаг, который безусловно требует глубокого осознания ценностей своей профессии. Для того чтобы быть готовым делить свой класс, свое образовательное пространство с другим специалистами, надо иметь определенное мужество. Кроме того, должны существовать соответствующие базовые этические и организационные правила, регламентирующие взаимодействие двух специалистов при совместной работе в классе. Ступая на мост, человек должен быть уверен в его безопасности. Так же и в ситуациях совместного обучения: учитель должен быть уверен, что он ничего не потеряет, его права не будут нарушены, а он сам сможет управлять ситуацией и всегда иметь возможность в определенной степени изменить траекторию учебного процесса. При этом всегда важно обеспечивать ситуацию выбора - в случае, если такая практика не дает положительных результатов или ощущений, у учителя должна быть возможность вернуться к традиционным способам обучения. Впрочем, надо верить, что обе стороны (оба педагога, которые будут вести совместное преподавание) смогут успешно пройти по мосту навстречу друг другу, а дальше пойдут в одном направлении и будут эффективно работать вместе.
В большинстве случаев практика совместного преподавания предусматривает совместную работу учителя инклюзивного класса и коррекционного педагога. В то же время, возможна тенденция, когда коррекционный педагог, работающий вместе с учителем в инклюзивном классе, может считать «своими» учащихся с особыми образовательными потребностями (нарушениями психофизического развития) и работать только с ними по индивидуальной программе развития. Такая практика умаляет роль и значение учителя класса и ассистента учителя, лишая «права голоса» в ситуациях совместного принятия решений. Выходом из такой ситуации может стать организация совместного преподавания в одном классе.
Совместная работа учителей в одном классе может принести много удовольствия как педагогам, так и школьникам - появляется больше взрослых, которые несут личную ответственность за обучение всех учащихся, тщательно продумываются способы оценки, все дети получают должное внимание и поддержку в случае необходимостиОсновой общего преподавания является общеобразовательная учебная программа, которую можно видоизменять в соответствии с особенностями развития и потребностями отдельных учащихся. Хотя еще не все учителя готовы к общему преподаванию, их желание получать положительные результаты в своей педагогической деятельности, настроенность на использование инновационных подходов направляют их поиски именно в сферу совместного обучения.
Такая организация обучения в классе может помочь педагогам достичь значительных результатов, будет способствовать прогрессивному развитию каждого ученика, обеспечит эмоциональный комфорт как учеников, так и учителей. Впрочем, как всегда при появлении любой новой образовательной инновации, возникает немало препятствий, в частности: недостаточный уровень подготовки учителей, отсутствие должной поддержки администрации учебного заведения, трудности при распределении полномочий между учителями и др.
Основными компонентами эффективной практики совместного преподавания являются:
- Общие согласованные цели. Определение учебных целей при планировании и их согласовании является одним из важных условий успешного совместного обучения.
- Общие ценности и убеждения. Педагоги должны иметь не только общее видение «чему учить», а и общее понимание процесса обучения учащихся. Присутствие двух педагогов обеспечивает различные знания, навыки и ресурсы, что позволяет самим учителям учиться друг у друга. Совместное понимание процессов преподавания и обучения является одним из результатов и необходимых компонентов практики совместного обучения.
- Равноценность участников. Равноценность обоих педагогов достигается тогда, когда каждый из них чувствует, что его знания и опыт ценятся. Уважение к своему коллеге является залогом достижения паритета в своей деятельности. Педагоги - участники практики совместного преподавания - развивают способность свободно обмениваться идеями и вызовами независимо от существующего опыта, отношения или должности. Такая равноценность каждого из педагогов может проявляться, например, когда коррекционный педагог усиливает эффективность урока, который был спланирован учителем, благодаря своим специальным знаниям и навыкам. Соответственно, учитель может моделировать методы и формы работы с классом для коррекционного педагога. В любом случае, результатом такого паритета станут лучшие учебные достижения учащихся.
- Совместное лидерство. Один из педагогов так описала свой опыт совместного обучения: «Я делала все, что должен делать хороший учитель. Отличие состояло в том, что при совместном преподавании это делали два человека». Важным в этом утверждении является то, что учитель подчеркнула совместное участие обоих педагогов в процессе принятия решений или совместное лидерство.
- Сотрудничество. Очевидно, что общее преподавание предполагает прежде всего сотрудничество. Поэтому целесообразно остановиться на этом компоненте подробнее.
Характеристики сотрудничества в процессе совместного обучения
Основными характеристиками сотрудничества в процессе совместного обучения являются: личное взаимодействие, положительная взаимозависимость, межличностные навыки, мониторинг прогресса и индивидуальная подотчетность.
Личное взаимодействие.
Личное взаимодействие является важным элементом процесса совместного обучения, поскольку предусматривает участие обоих педагогов в процессе принятия решений. Решения, которые принимают педагоги, могут касаться следующего: как часто и когда они будут встречаться, когда будут привлекать других специалистов или родителей и тому подобное. Педагоги также должны согласовать систему общения вне проведения формальных встреч (например, с помощью электронной почты, скайпа и др.). Поэтому личное взаимодействие остается важным аспектом при принятии эффективных решений.
Положительная взаимозависимость.
Положительная взаимозависимость является основным аспектом сотрудничества при совместном преподавании, основанным на убеждении: ни один специалист не может удовлетворить разнообразные потребности в обучении всех учащихся. Поэтому совместное преподавание обеспечивает обоим педагогам возможность применить свои знания и опыт для как можно большего учета индивидуальных особенностей всех учащихся.
Межличностные навыки.
Межличностные навыки охватывают вербальные и невербальные компоненты доверия, а также навыки по решению проблемных ситуаций. Эти социальные навыки необходимы для достижения распределения лидерских функций и обеспечения учета потребностей всех детей. При использовании практики совместного преподавания педагоги могут выяснить, что их межличностные навыки находятся на разных уровнях развития, которые зависит от предварительного обучения, личных стилей коммуникации и тому подобное. Поэтому эффективное совместное преподавание предусматривает взаимообратную связь и поощрения друг друга.
Мониторинг прогресса.
Мониторинг прогресса - это короткая рефлексия основных успехов и вызовов, которые состоялись во время урока. Педагоги вместе обдумывают достижения учащимися учебных целей; эффективное использование коммуникативных навыков учителей в процессе взаимного общения; проведение необходимых приспособлений учебных видов деятельности и тому подобное. Методы мониторинга могут варьироваться от простых к сложным. Например, некоторые учителя используют простой перечень контрольных вопросов о своих задачах, который они отмечают в конце урока. Другие педагоги планируют в конце дня ежедневное 15-минутное обсуждение трех составляющих мониторинга (учебных целей, навыков общения, приспособлений учебных видов деятельности). Учителя также могут обсуждать успешные практики во время урока, варианты будущих изменений и др.
Индивидуальная подотчетность.
Очевидно, индивидуальная подотчетность является «мотором» совместного обучения. Индивидуальная подотчетность - это форма признания важности действий каждого из педагогов. Индивидуальная подотчетность предусматривает время для оценки действий каждого из партнеров, имеет целью достижение четырех целей:
- усиление чувства значимости вклада каждого из педагогов;
- обеспечение признания вклада каждого из педагогов;
- определение необходимых изменений в действиях или задачах учителей;
- определение необходимой поддержки (например, моделирование, наставничество, поиск дополнительных ресурсов и т.д.).
Достижение этих целей безусловно ведет к повышению эффективности исполнения своих функций, а также эффективности образовательного процесса в целом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)