Рекомендации
- Поощряйте ребенка откликаться на свое имя, когда он его слышит.
- Прежде чем начать разговор с ребенком, привлеките внимание ребенка, обращаясь к нему по имени.
- Привлекайте ребенка в процесс общения, говоря своим обычным голосом. Не оставляйте без внимания каждую попытку ребенка вступить в вербальный контакт и увеличивайте объем своих высказываний. Говорите четко, не повышая голоса, не спеша, высказывайте одну и ту же мысль разными словами.
- Делайте перерывы в высказываниях, давайте ребенку возможность проанализировать воспринимаемую информацию.
- В момент вступления в разговор другого ребенка укажите на него или назовите его по имени, чтобы ребенок с имплантом обернулся в направлении собеседника.
- Если вербальное и социальное взаимодействие представляют собой трудности для ребенка, покажите ему примеры такого взаимодействия в группе сверстников.
- Обсуждайте с другими специалистами пройденные на уроках темы, чтобы можно было пользоваться этим материалом для проведения индивидуальных занятий с ребенком.
- Используйте FM-систему или систему, создающую звуковое поле, согласно рекомендациям аудиолога.
- При непосредственном общении с ребенком без использования FM-системы обращайтесь к нему с той стороны, где установлен имплант. Если у ребенка два импланта, говорите в то ухо, которое лучше слышит.
- Создайте максимальную тишину в помещении, закрыв окна и двери и сведя к минимуму отвлекающие шумы.
Учителя должны знать, что дети с нарушениями слуха воспринимают речь не так, как их нормально слышащие ровесники. Своеобразие заключается в том, что с повреждением слухового анализатора восприятие речи осуществляется на основе неповрежденных анализаторов.
Обучение должно быть организовано так, чтобы максимально использовать сохраненные анализаторы, активизировать их, чтобы наверстать потерю слуха, развить мышление, создать оптимальные условия для овладения речью.
Для достижения высокого уровня развития умственных способностей ребенка с нарушением слуха советуем с раннего возраста обратиться к специалистам (сурдопедагогу).
Формирование речи у детей осуществляется в процессе их деятельности: самообслуживания, игр, посильного труда. Слова и выражения, которые ребенок при этом усваивает, воспринимаются им сознательно. Он понимает, что каждое слово означает определенное действие или предмет, что благодаря слову можно удовлетворить свои потребности и интересы. Это способствует словесному общению ребенка с нарушениями слуха с окружающими его людьми.
Учителя должны знать, что при общении с такими детьми необходимо соблюдать следующие правила:
- Ребенок должен сидеть за первой партой.
- Ребенок должен постоянно видеть лицо учителя для использования неповрежденных анализаторов.
- Учитель должен учитывать расстояние, на котором речь воспринимается наиболее оптимально.
- Нельзя ходить по классу во время изложения новой темы или при диктанте.
- Одновременно не должны говорить более одного человека.
- Учитель должен говорить четко и понятно.
- Следует помнить, что громкий голос или звук вызывает болевые ощущения у детей с недостатками слуха, поэтому ни в коем случае нельзя кричать.
- Следует стараться создать такие условия, чтобы поощрить ребенка к общению, не стесняясь своей речи.
- Развивать веру и уверенность в себе.
- Учителям нужно внимательнее относиться к просьбе ребенка повторить уже сказанное медленнее и четче.
- Довольно часто дети с недостатками слуха не понимают значения некоторых слов, поэтому учителю необходимо упрощать собственную речь.
- Дети с недостатками слуха могут неправильно сформулировать свое высказывание. В таком случае учителю следует терпеливо и спокойно исправить неточности и попросить повторить правильный вариант.
Коммуникативные навыки детей в зависимости от степени потери слуха без звукоусиливающей аппаратуры
Нормальный слух и минимальные потери (0-20 дБ): трудности восприятия и понимания тихой речи в шумной обстановке.
Тугоухость I степени (легкая, 21-45 дБ): трудности восприятия тихой и удаленной речи в тишине.
Тугоухость II степени (средняя, 46-55 дБ): воспринимает разговорную речь только с близкого расстояния (2-3 м).
Тугоухость III степени (среднетяжелая, 56-75 дБ): воспринимает только громкую речь на близком расстоянии.
Тугоухость IV степени (тяжелая, 76-90 дБ): не воспринимает разговорную речь.
Глухота (91 дБ и ниже): слух не является главным коммуникационным каналом восприятия языка.
Учитель-дефектолог школы-интерната
1) Предварительно проводится словарная работа (однокоренные слова, словосочетания, фразеологические обороты) желательно с опорой на рисунки, текст.
2) Прослушивание текста в целом.
3) Первичный перевод (учитель выясняет, что ученик воспринял: весь сюжет, отдельные предложения, отдельные словосочетания, отдельные слова).
4) Повторение текста по предложениям (с опорой на рисунки, с опорой на текст; в настоящее время внимание уделяется интонированию, словесному и логическому ударению, паузам при знаках препинания и т.д.).
5) Работа с деформированным текстом:
а) Текст разрезан по предложениям на полоски. Ученик слушает, выбирает определенную полоску с предложением. Излагает, подбирает рисунок.
б) Текст находится перед учеником. Учитель читает предложения вразброс, ученик находит и читает предложения.
6) Различение словосочетаний с опорой или без опоры на текст.
7) Различение слов и форм слова (изменение окончания, изменение префикса, суффикса, переход от одной к другой части речи и т.д.).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)