Учитель-дефектолог школы-интерната
Многие семьи выбирают для своего ребенка кохлеарную имплантацию потому, что хотят в дальнейшем обучать его в общеобразовательной школе, вместе с нормально слышащими детьми. Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились, потом успешно работали и строили будущее. Родители слабослышащих – не исключение. Они считают, что обычная школа – место, которое даст их ребенку успешный старт в жизни.
Сегодня детям с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации попасть в обычный класс общеобразовательной школы вполне возможно и даже желательно. Независимо от того, в каком классе они учатся, обычном или специализированном, большинство слабослышащих детей нуждаются в поддержке и помощи во время обучения в школе.
Конкретные задачи по оказанию помощи ребенку в общеобразовательной школе будут достаточно индивидуальными. Иногда ребенку может вовсе не понадобиться помощь в течение какого-то периода времени, ему достаточно нормального общения с помощью FM- системы. Тем не менее, важно и в это время наблюдать за ребенком – пользователем кохлеарного импланта, так как его потребности могут измениться. Даже ученик, речь которого вполне развита на уровне нормально слышащих сверстников, может столкнуться с неожиданными барьерами в связи с усложнением учебной программы или другим фактором, который увеличит трудности обучения в общеобразовательной школе.
Исследования показали, что у детей, подвергшихся протезированию в раннем возрасте, показатели развития слухового восприятия близки к показателям нормально слышащих сверстников благодаря тому, что слуховые связки головного мозга лучше реагируют при раннем начале их стимулирования. Если отсутствует такой стимулятор, как кохлеарный имплант, слуховой орган ребенка теряет способность (пластичность) реагирования на физическую стимуляцию. Преимущества ранней имплантации также доказаны рядом исследований взаимосвязи между возрастом ребенка в момент имплантации и результатами его речевого развития. Дети, прооперированные в возрасте от 12 до 18 месяцев, покажут лучшие результаты.
Какие школьные службы нужны ребенку с кохлеарным имплантом?
Особые потребности у детей с кохлеарными имплантами будут разными, в зависимости от степени сформированности их речевых умений. Примерно 40% детей с имплантами также имеют другие ограниченные возможности, которые могут повлиять на их успеваемость в школе и на которые надо обратить внимание школьному персоналу. Бывает, проблемы связаны с физическими ограничениями, с нарушениями умственного развития. Они могут оказаться даже более серьезными препятствиями в обучении, чем глухота сама по себе.
Для успешного обучения слабослышащего ребенка необходимо учитывать и эти проблемы. Сотрудничество всех учителей полезно для любого ребенка с кохлеарными имплантами, но особенно необходимо при наличии дополнительных проблем. Развитие речи ребенка, его социальных, эмоциональных и других качеств должна стать основным направлением в работе всех школьных служб.
Подбор команды поддержки для ребенка.
Ребенку с кохлеарными имплантами нужна команда людей, которые поддерживают его в удовлетворении потребностей. В эту команду следует включить работников школы, врачей клиники кохлеарной имплантации, аудиолога, сурдопедагога (который часто является сотрудником клиники), родителей, родных и сверстников ребенка в школе. Очень важно, чтобы члены команды постоянно общались друг с другом. Например, школьные специалисты могут помочь аудиологу сделать оптимальную настроечную карту, если они предоставят ему информацию о слуховых умениях ребенка и о способности по воссозданию речи, а также о динамике по сравнению с предыдущей настроечной картой. Остановился ли ребенок на одном из этапов или прогресс? Трудно ли ему произносить некоторые звуки? Информация о том, как настроен речевой процессор ребенка и как ребенок слышит в разных условиях, может оказаться очень существенной для аудиолога.
Члены группы поддержки ребенка в школе.
Классный руководитель. Вполне может оказаться, что для учителя наличие в классе ребенка, протезированного кохлеарным имплантом – первый опыт. Поэтому важно заранее подготовить классного руководителя к общению с таким ребенком. Родителям следует убедиться в том, что учитель имеет достаточную подготовку и профессионализм для будущей работы. Надо заранее наладить общение родителей с учителем и сделать его регулярным. Учителю следует самому принимать решения, чтобы удовлетворить запросы слабослышащего ребенка, а не ждать инструкций со стороны других. Классный руководитель должен рассадить учеников в классе так, чтобы ребенок слышал все, что обсуждается на уроке. Это необходимо, чтобы не напоминать постоянно о положении ребенка и не привлекать внимание к его проблеме. Социальная жизнь в школе нелегка для детей с нарушенным слухом, и этим аспектом тоже нужно заняться классному руководителю.
Сурдопедагог. В средней школе это, как правило, учитель, обслуживающий несколько школ. Он часто отвечает за разработку плана реабилитации и его оценку, а также за предоставление ребенку необходимых услуг, которые помогают ему развить слуховые и речевые умения. Сурдопедагог служит связующим звеном между учителями и родителями, решая индивидуальные проблемы каждого ребенка. Его роль – оптимизировать услуги, которые школа предоставляет слабослышащему ребенку. Нужно применять FM-систему, чтобы ребенок был доступен для общения. Надо помогать ребенку интегрироваться в коллектив, разработать для него индивидуальную программу развития.
Логопед. Большинство детей с кохлеарными имплантами занимаются с логопедом. Если раньше логопеды занимались преимущественно произношением, то сегодня кохлеарный имплант дает возможность создать более естественную и цельную модель речи, особенно если ребенок привык к ней с раннего возраста. Традиционные способы проведения занятий понадобятся больше детям, имплантация которым была проведена не в первые годы жизни, а позже.
Родители должны часто и целенаправленно посещать школу, чтобы быть полностью в курсе того, как идет процесс обучения. Родители должны предоставить школьному персоналу подробную информацию об импланте и речевом процессоре, включая подробности о проведении сеансов программирования настроечных карт, с тем, чтобы помочь персоналу понять, как можно поддержать ребенка. Родители также должны активно поддерживать связки между школой и центром кохлеарной имплантации. Дома родители должны наблюдать за выполнением домашнего задания, за состоянием кохлеарного импланта и помогать ребенку учиться контролировать свой слух.
Желательно, чтобы ребенок имел возможность почувствовать себя частью команды еще в начальной школе, во-первых, потому, что ребенок часто является лучшим собеседником для обсуждения своих проблем, а во-вторых, потому, что такое участие стимулирует ученика учиться быть активным в вопросах, связанных с собственным слухом. Ознакомление сверстников с работой кохлеарного импланта и объяснение того, как они могут помочь своему однокласснику, может сильно повлиять на развитие позитивного отношения к факту нарушения слуха и предоставить стимулирующую поддержку слабослышащему товарищу.
Чтение и ребенок с кохлеарным имплантом
Доступ к освоению слуховых навыков, который обеспечивает кохлеарный имплант, дает возможность большинству детей значительно продвинуться в развитии устной речи, которая, в свою очередь, играет ключевую роль в развитии навыков чтения и письма. Навыки раннего развития речи, которые оказывают помощь в развитии чтения, должны поощряться родителями и специалистами, работающими с маленькими детьми в рамках программ дошкольного развития.
Эти навыки включают следующее:
- Установка связи между содержанием рассказа и жизненным опытом.
- Понимание основной идеи рассказа.
- Восстановление последовательности событий путем перечисления их в правильной последовательности.
- Прогнозирование того, чем закончится рассказ.
- Формирование умозаключений в процессе заполнения пробелов в предложениях.
- Формирование выводов на базе неполной информации в рассказе.
- Улучшение слуховых навыков в классе.
Вы можете помочь своему ученику, который пользуется кохлеарным имплантом, максимально эффективно развивать слуховые навыки, если обеспечите ему благоприятную среду для слуховой практики, чтобы он был неотъемлемой частью учебного дня. Лучшим способом перехода от режима «учимся слушать» к режиму «слушаем, чтобы учиться», является обеспечение таких условий, чтобы ваш ученик имел доступ к восприятию речи в естественной форме, а не только во время занятий. Так он учится естественным путем: слуховые навыки входят в практику его повседневной жизни.
Атмосферу в классе следует создавать таким образом, чтобы:
- создать условия для использования слуховых и речевых навыков.
- найти правильный баланс компонентов – слуховой практики, речи, усвоения учебных понятий для обеспечения успешного овладения программой.
- использование ребенком слуховых навыков способствовало формированию новых умений, которые помогут ему решать более сложные задачи.
- создать возможности для слуховой и речевой практики, поскольку это является ключом к прогрессу слуховых навыков ребенка. Конечной целью является интеграция в естественной форме слуховых и речевых навыков в каждый из фрагментов учебного дня ребенка в школе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)