Исследование моторной чувствительности
Тест «Хождение по размеченной прямой»
Цель: проверка ориентации в пространстве
Оборудование: размеченная прямая (на полу), зрительный ориентир (точка 5х5 см на стене на уровне глаз исследуемого), линейка или метр, протокол для фиксации результатов.
Порядок исследования:
1. Встаньте на размеченную прямую и посмотрите на конечную точку прямой линии.
2. Пройдите по прямой мелкими шагами, переставляя ступню за ступней.
3. Когда дойдете до конечной точки, возвращайтесь назад спиной вперед мелкими шагами к исходной точке, не смотря на конечную точку.
4. Закройте глаза, пытаясь пройти по линии.
5. После тренировки повторите упражнение и запишите ответы на вопросы.
Тест «5 метров»
Цель: ощущение пространства
Оборудование: размеченная прямая длиной 5 метров, рулетка, метр, протокол для фиксации результатов.
Порядок исследования:
1. Первый раз проходим по 5 метровой прямой с открытыми глазами фиксируя четко начало и окончание пяти метров.
2. Следующие пять попыток нужно сделать с закрытыми глазами с помощью наблюдателя (который должен следить за тем, чтобы испытуемый не столкнулся с препятствием и занести результаты испытаний в протокол).
3. Каждая попытка начинается с того, что носки обуви стоят в начале пяти метров. Далее человек идет, не считая шаги, до тех пор, пока не посчитает, что уже прошел пять метров.
4. После того, как испытуемый остановился там, где, по его мнению, уже есть пять метров, он должен подождать пока наблюдатель измеряет расстояние, которое испытуемый не дошел до отметки или перешел ее. Эти значения в сантиметрах или метрах и сантиметрах он должен занести в протокол.
5. Значение фиксируются на графике соответствующими точками.
6. Чем более полые «пики» вершин графика, тем лучше результаты у испытуемых.
Исследование синхронизации работы полушарий головного мозга:
Тест «Написание ноликов»
Цель: измерение скорости и работы полушарий мозга человека
Оборудование: бумага в клеточку (одинарный листочек из тетрадки), шариковая ручка, секундомер.
Порядок исследования:
1. По команде начинаем писать цифру «ноль» с максимальной скоростью правой рукой. Дописали до конца строчки и не прозвучала команда «стоп» – продолжаем дальше до тех пор, пока не услышим команду «стоп» (продолжительность испытания 1 минута).
2. Аналогичную задачу выполняем левой рукой.
3. После выполнения задания необходимо подсчитать количество ноликов, написанных правой и левой руками отдельно и написать результат цифрой.
Исследование волевых усилий и правильности написания письменных букв от руки
Тест «Копирование текста»
Цель: правильность написания от руки
Оборудование: нелинованная бумага (листочек в клеточку или в линейку из тетради не подходит), шариковая ручка, образец текста.
Порядок исследования:
1. Перед испытуемым лежит образец текста, написанного каллиграфическими прописными буквами.
2. Задача: «Перед тобой нарисованы буквы, тебе нужно их самостоятельно скопировать на свой листочек».
3. Задание считается выполненным, как только подопытный сказал, что его завершил.
4. Помогать в решении задачи нельзя. Ни словесно, ни определенными действиями. На все вопросы ответ один: «Делай, как сможешь». Если ребенок не уверен в себе, его можно подбодрить: «Делай, у тебя все получится».
5. Для выполнения предложенного теста в 1, 2; 3, и 4 классах используются различные текстовые задачи, адаптированные для определенного возраста.
Только наличие направления психолого-медико-педагогической консультации позволяет школе определить класс как инклюзивный, обеспечить наличие ассистента учителя и не увеличивать количество детей в классе больше 20. К тому же, это дополнительные коррекционные занятия, которые родители, в основном, желают иметь.
Дети, которые пришли в нашу школу, имели малый словарный запас, были замкнутыми, стыдливыми, темп речи быстрый, но совершенно непонятный, артикуляционный аппарат плохо развит, наблюдалась устойчивая звуковая заминка. Ученики видели, что они отличаются от других и стыдились этого. Но была проведена разъяснительная работа с учащимися и их родителями и детям в новом коллективе стало комфортно.
Для работы в инклюзивных классах учителя применяют разнообразные средства и приемы преподавания материала, проверки знаний, методы концентрации внимания. На уроках математики, иностранного языка, истории изготавливаются индивидуальные карточки с заданиями, разрабатываются индивидуальные задания и используется значительное количество наглядного материала. На многих уроках учителя применяют компьютерные технологии, готовя визуальный, аудиальный материал для лучшей иллюстрации темы.
Для оптимизации учебного процесса осуществляется:
- обустраивается классная среда так, чтобы детей не отвлекали различные побочные факторы.
- предлагаются задания, которые соответствуют возможностям детей.
- задания делятся на несколько этапов.
- детям даются четкие указания.
- используются слова и термины, понятные детям.
- предлагается сенсорно-сбалансированный вид деятельности, во время которого они могут концентрировать свое внимание на звуковых, визуальных и тактильных стимулах.
Классные руководители поощряют детей к участию в классных мероприятиях, школьных концертах. Дети участвуют в мастер-классах. Классные руководители проводят классные часы, направленные на развитие толерантности, сплочение коллектива. Для этого организуются не только лекции и дискуссии, но и игры, групповое решение проблемных ситуаций, классные праздники. Детям с особыми потребностями уделяется значительное внимание в организации работы класса.
Кроме общей учебной программы, дети с нарушениями речи посещают также занятия с логопедом. С такими особыми учениками лучшей формой занятия с логопедом является индивидуальное занятие, на котором ребенок расслаблен, все его внимание сосредоточено на учителе и на повторении правильного звукопроизношения.
Коррекционную работу необходимо начинать с развития мелкой моторики, а именно пальчиковых упражнений. Пальчиковые упражнения развивают динамическую координацию, дифференцированность движений, тормозят лишние движения и активизируют необходимые и, как следствие, способствуют нормализации темпа, ритма, четкости и точности речевых движений, составляющей структуры речи. Перед постановкой звуков обязательным является выполнение артикуляционных упражнений.
Для каждой группы учитель-логопед разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы, определяет основные направления и формы работы, прогнозирует конечный результат логопедической работы, определяет противопоказания и количество занятий. Например: с детьми-дизартриками сначала проводим коррекцию дыхания и голоса, развитие слухового восприятия, развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, упражнения на нормализацию ритма дыхания, дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха. Используются упражнения для развития точности, силы, подвижности, умение поднимать и удерживать язык, губы, челюсть в заданном положении.
С детьми, которые имеют недостатки слуха проводим такую работу: артикуляционная гимнастика – для развития моторики речевого аппарата, упражнения для развития речевого дыхания (развитие умения делать экономный вдох и выдох), упражнения на развитие темпа речи, упражнения на выработку правильной интонации, коррекция, автоматизация и дифференциация тяжелых для произношения звуков, работа над развитием слухового восприятия (восприятие материала разговорно-бытового характера, работа над текстом). С детьми с нарушениями слуха используем задачи с опорой на зрительный анализатор (использование рисунков, табличек с буквами, слогами).
В работе с заикающимися детьми используем комплексный подход для преодоления этих недостатков. Перед началом занятия следует делать массаж, улучшающий кровообращение головного мозга. В структуре коррекционной работы цель массажа – активизировать организм и подготовить его к занятиям по преодолению заикания. У человека заикающегося, во время речи дыхание становится хаотичным, поэтому, с целью снятия судорог в дыхательном отделе и стабилизации, проводим гимнастику Стрельникова. Принципиальной особенностью этого способа лечения заикания является то, что движения рук влекут за собой речь.
Проводится работа, направленная на развитие речевого дыхания, фонематического слуха, развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, голосовые упражнения. В работе с детьми используются различные дидактические игры, раздаточный дидактический материал, логопедические лото. Неоценимое значение имеет коррекция речевых нарушений (устной и письменной речи) и для становления личности.
Все материалы работы логопед тщательно подбирает и адаптирует под каждую группу детей и индивидуально под каждого ученика. С каждым годом все больше увеличивается методическая копилка логопеда.
Важен обмен опытом и наработками.
Дети с особыми потребностями – это новая для общеобразовательной школы категория учеников, еще не привычная для учителей. Это новый и перспективный путь для родителей. А также исследовательская тропинка для психологов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)