Адаптация зарубежных и отечественных методик
В рамках опытно-экспериментальной работы осуществляется адаптация зарубежных и отечественных методик, основанных не только на принципе коррекции дефекта, а в первую очередь ориентированных на поиск и активизацию компенсаторных зон развития ребенка с синдромом Дауна. Достигается это путем создания специальной образовательной среды, в которую интегрируются адаптированные к психофизиологическим, психическим и социальным возможностям ребенка учебные и развивающие методики.
Методика Нумикон
Преимущество изучения математики с помощью данной методики заключается в том, что данная методика помогает сделать числа реальными, отойти от абстрактного мышления, без которого невозможно успешное усвоение математических понятий, умений и навыков. К сожалению, данный тип мышления недостаточно развит или вообще отсутствует у детей с синдромом Дауна. И именно эта методика дает возможность ученикам мыслить конкретными математическими понятиями, которые помогают визуализировать набор необходимого дидактического раздаточного материала.
Методика ТАН-Содерберг
«Не уметь хорошо выражать свои мысли – недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей – гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из тех знаний, которые получают самостоятельно.»
Сегодня мы регулярно слышим, что у многих детей наблюдается дисфазия развития. Дисфазия – расстройства речи, при которых частично или полностью теряется способность пользоваться словами для выражения собственных мыслей и общения с окружающими в устной или письменной форме. F80 – Специфические расстройства развития речи и языка дисфазия и афазия (R47.0).
Разработана методика, оптимизирующая развитие языка и речи у детей с недостатками в умственном развитии. За основу взята методика для глухих и слабослышащих детей лингвиста Содерберга. Использование данной методики показало, что дети гораздо лучше начинают говорить, понятнее выражать свои мысли.
Главная цель методики ТАН – развитие речи у детей (говорения). Главный метод данной методики – это глобальное чтение. Практика показала, что дети лучше запоминают то, что они увидели, чем то, что они только что услышали. Поэтому обучение нужно строить таким образом, чтобы использовать сильные стороны ребенка.
Реализацию этой методики обеспечивают учитель, логопед и ассистент учителя.
Особенности использования методики ТАН - Содерберг:
- поощрять детей к «говорению - болтовне»;
- записывать или зарисовывать то, что говорят дети;
- развивать внутреннюю речь;
- научить детей слушать;
- формировать умение ждать своей очереди;
- совершенствовать умение рассказывать истории с разной громкостью голоса, с разной интонацией, в разном темпе, отчетливо;
- совершенствовать речь с помощью чтения;
- проговаривать стихи / рифмы, отрабатывать ритм;
- учить читать глобально.
Дети очень быстро узнают буквы, которые имеются в их именах, а также буквы, с которыми они часто встречаются в бытовых ситуациях, например: М – МакДональдс, П – в слове папа и т.д.
Также значительное количество слов дети быстрее начинают узнавать (собственное имя или имена одноклассников, мама, папа, дедушка, бабушка).
В игровой форме дети сравнивают слова, узнают и называют знакомые буквы, ищут их в словах, и так постепенно, без особого принуждения, спонтанно, на первом этапе они учатся читать.
Таким образом, одной из главных характеристик данной категории детей является то, что они запоминают лучше то, что видят, чем то, что они слышат.
• То, что я слышу, я забываю.
• То, что я вижу, я помню.
• Покажите мне, чтобы я научился.
• И я не забуду никогда.
ТАН – упражнения «Глобальное чтение»
Упражнения со словарными карточками доставляют ребенку удовольствие. Выполняя различные задания в игровой форме, вы учите детей глобальному чтению (целыми словами). Игры, которые вы выбираете, должны нравиться детям, чтобы они с удовольствием выполняли поставленную задачу. Очень важна заинтересованность, мотивация.
Ниже несколько примеров:
- Если пространство позволяет, можно провести игру «Слово – эстафета». По очереди каждый ребенок берет слово-карточку из ведра, «читает» и бежит в другую часть класса, чтобы принять подобное слово или соответствующее изображение.
- Разложить слова-карточки на все видные места в классе и, проходя мимо вместе, искать их. Найденное слово нужно поместить на карту лото так, чтобы вы видели сколько слов еще не найдено.
- Игра «Кегли». Поставить 6 кеглей, на каждую прикрепить карточку с написанным словом. На той кегле, которую ребенок сбил, нужно прочитать слово.
- Игра «Рыбалка»: приклейте карточки на рыбу, ребенок должен поймать определенное (указанное) слово.
- Игра «Почтальоны»: все виды глобальных слов поместить в конверты, создаем почтовые ящики. Почтальон входит и приносит конверты. Ученик, получающий конверт, «читает» слово.
- Игра «Наши имена»: Создать цепочку из слов-карточек с именами. Предложить одному из учеников раздать каждому ребенку его имя.
- Лоток с макаронами. Перемешать словарные карточки с макаронами. Дубликаты карточек выложить в ряд и предложить ученику искать карты в лотке с макаронами, ища подходящую в ряду, найти соответствие. Можно использовать различные комбинации. Например, ученик ищет карточку в макаронах, а затем должен прочитать написанное на ней слово.
- Поле со словами-карточками: разложить слова на плоскости, найти подходящее.
- Упражнение «Кубик-слова». Сделать слова-карты и вставить их в стенки кубика, дети по очереди бросают кубик. То слово, что находится вверху, нужно прочитать и найти подходящее у себя на листе бумаги, обвести его или вычеркнуть.
- Слова-штампы
- Слова из отдельных букв (составить по образцу).
- Поиск изученных «глобальных слов» в тексте: обвести или подчеркнуть.
- Создать копилку со всеми словами, которые ученик знает, окрасив коробку серебряной краской.
- Упражнение «Лабиринты». Искать указанные слова в лабиринте в соответствии с темой и вычеркивать их.
Советы по организации общения в кругу с перекидным блокнотом.
Наиболее благоприятна позиция, когда во время общения дети сидят в кругу. Они чувствуют себя безопаснее. Ни на одном из учеников не сосредоточен максимум внимания, поэтому все находятся в равных условиях и каждый может раскрываться и развиваться.
• Создайте такие условия, чтобы дети могли высказываться, имели возможность просто поговорить. Отведите немного времени для разговора, сразу не записывайте высказывания учащихся.
• Наблюдая за детьми, попробуйте определить, что является для них важным, актуальным на данный момент, отреагируйте на их потребности, не акцентирует внимание на вопросах. Очень важно обеспечить спонтанный разговор, а не «вопрос – ответ».
• Не обсуждать, однако объединить разговор и рисование (визуальный канал) (не спрашивайте: О чем мы будем говорить? Что мы будем рисовать? Что ты делаешь?)
• Избегайте прямых вопросов. Просто создавайте проблемные ситуации, которые вызывают интерес у детей, побуждая их к речи.
• Переход от разговоров к рисованию должен быть плавным.
• Настройтесь на понимание языка, а не на его воспроизведении, создайте условия, чтобы просто поговорить.
• Совершенствуйте внутреннюю речь, учите говорить размышляя, таким образом вы сможете перевести пассивный словарный запас ребенка на более высокий уровень.
• Говорите, задумываясь, чтобы ребенок мог сказать сам, то есть выжидайте, давайте возможность ребенку высказываться, не торопите его говорить.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)