Специальная школа-интернат
Специальная школа-интернат является одним из учреждений, основной целью деятельности которых выступает становление и развитие детей с особыми образовательными потребностями средствами обучения и воспитания. Своеобразие учебного заведения заключается в активной жизнеутверждающей позиции как педагогического коллектива в отношении к ученикам с особыми образовательными потребностями, так и интеграции усилий коллектива и целого ряда приобщенных внешкольных учреждений, учреждений и центров, деятельность которых направлена на интеграцию таких детей в социум. В 2010 году коллектив интерната заключил соглашение о творческом сотрудничестве с лабораторией олигофренопедагогики Института специальной педагогики АПН России. Одним из весомых шагов в данном сотрудничестве занимает скоординированность совместных усилий по внедрению экспериментального проекта, назначение которого в обеспечении оптимальных условий обучения и развития детей с синдромом Дауна в учебно-развивающей образовательной среде. Документально данный проект представлен в программе опытно-экспериментальной работы по теме «Перспектива 21/3: Интеграция детей с синдромом Дауна в образовательную среду».
Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения в систему обучения детей с особыми образовательными потребностями инновационных психолого-педагогических технологий, назначение которых в создании благоприятных условий интеграции таких детей в образовательную среду. Образование детей, имеющих специфику развития, требует от общества, в первую очередь, выявления и учета потребностей ребенка и особенностей формирования их познавательной деятельности, выступающих необходимым условием для обучения. Введение эксперимента имеет целью не только выявление условий и методов эффективного обучения детей с особыми образовательными потребностями, но поиск и определение условий их дальнейшей интеграции в систему общественных взаимодействий во взрослой жизни.
Полученные в течение внедрения эксперимента результаты были положены в основу разработки Государственного стандарта начального общего образования для детей с особыми образовательными потребностями, содержание которого представлено государственными требованиями к результатам освоения детьми учебного содержания и государственными гарантиями получения ими начального образования. Наряду с этим в Госстандарте определено оптимальное содержание и объем учебной нагрузки для детей с особыми образовательными потребностями в сочетании с соответствующей коррекционно-развивающей работой. Инновациями стандарта являются внедрение инклюзивного и интегрированного обучения, максимальный учет особенностей усвоения детьми учебного материала и, в соответствии с этим, адаптация учебного содержания и конечных результатов его усвоения учащимися, введение системы коррекционно-развивающей работы, как обязательной и выделение в содержании образовательных областей коррекционно-развивающей линии. Создание эффективных условий с целью установления соответствия полученных и усвоенных знаний детьми к их практической жизнедеятельности отражено в определении государственных требований к формированию жизненной компетентности. Данные инновации реализуются в системе обучения детей с синдромом Дауна в систему экспериментально организованной учебно-развивающей образовательной среды.
Особое значение, как было обнаружено по результатам внедрения эксперимента, имеет формирование жизненной компетентности детей с синдромом Дауна, как предпосылки их социальной интеграции, как сложившейся в процессе обучения способности применять полученные знания и умения в практической жизнедеятельности. Как показывает зарубежный опыт – значительных успехов и результатов люди с синдромом Дауна достигают при своевременном, длительном и специально организованном психолого-педагогическом сопровождении, которое непосредственно реализуется уже с рождения и должно продолжаться в течение всей жизни. Особого внимания в зарубежном опыте заслуживает тот факт, что на современном этапе образовательной интеграции детей с синдромом Дауна существует несколько подходов и позиций по их интеграции в образовательную среду, в частности речь идет о включении ребенка с синдромом Дауна в систему общеобразовательных школ и организация обучения таких детей в системе специальных общеобразовательных учреждений.
Инновационным положением проекта является учет индивидуальных особенностей детей с синдромом Дауна при организации компенсаторного обучения в системе специально организованной среды, где позиция специально не свидетельствует процесс сегрегации детей, а выступает в качестве инновационной технологии, при которой, в соответствии с возможностями развития, разрабатывается система специальных методов и форм обучения, назначение которых в развитии возможностей и способностей ребенка к обучению, формирование их жизненной компетентности и создание эффективных предпосылок к их дальнейшей профессиональной подготовке.
Компенсаторное обучение детей с синдромом Дауна базируется на учете широкого диапазона различий в развитии детей с синдромом Дауна, что создает определенные дополнительные задачи в организации процесса обучения. Речь идет о трудностях в становлении устойчивых унифицированных подходов и правил обучения таких детей. В частности, в процессе реализации эксперимента была установлена необходимость дифференциации учебного материала, что обеспечивается разработанной системой рекомендаций учителям, ассистентам, родителям и близким людям по конкретности концепции обучения, в частности, постепенности в представлении учебного материала, систематического повторения усвоенных знаний.
Кроме того, одной из задач проекта является включение детей с синдромом Дауна в образовательный процесс, интеграция их в общество, поэтому данная категория детей учится вместе с другими, которые также нуждаются в коррекции умственного развития. Эта особенность организации образовательного процесса и приводит к составлению дифференцированной программы, которая бы обеспечила личностный подход к каждому ученику.
Экспериментальная деятельность позволяет определить особенности организации учебно-развивающей среды для детей с синдромом Дауна, речь идет о создании оптимальных условий для ее обеспечения:
- формирование у ребенка способностей чувствовать собственную индивидуальность;
- формирование его самоуважения путем создания ситуаций успеха;
- обеспечение социализации его как личности;
- расширение навыков коммуникации путем создания широкого спектра отношений со сверстниками, взрослыми.
Таким образом готовятся дети с синдромом Дауна к взрослой жизни, к продуктивному участию в жизни общества в будущем.
Особого внимания требует факт функционирования специальных учебных заведений, осуществляющих обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития, и которые сегодня являются как условиями, так и результатами формирования и становления детей с особенностями в развитии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)