Примеры из практики школы
Чтобы акцентировать внимание учащихся на структуре повествовательного произведения, рекомендуется организовать занятия по командному методу с присвоением номеров. Учитель объединяет детей в малые группы и просит рассчитаться по порядку от 1 до 4. Во время устного чтения художественного произведения он задает вопросы и называет цифру. Ученик (ученики) с соответствующим номером сначала отвечают на него в своей группе, а затем перед всем классом.
У кого возникла проблема? В чем она заключается?
Опишите событие, в котором герой пытается решить проблему. Чем заканчивается рассказ / раздел? Удалось ли герою решить проблему?
Вариант. Каждый ученик получает одну из четырех составляющих рассказа. Дети работают в соответствующих углах аудитории, где обсуждают свою часть художественного произведения и отвечают на вопросы.
Ученики получают одну таблицу «знаем – хотим узнать - узнали» на группу и фиксируют в ней свои общие знания о древней Греции. Участники с ограниченным объемом таких знаний приводят известную им информацию. Они также могут расширить свои знания, когда активно слушают других и приобщаются к обсуждению того или иного факта, записывают в таблицу после согласования со всеми членами группы. Очень важно, чтобы ученики понимали необходимость активизации и расширения общих знаний.
Гарантировать привлечение всех членов к групповой деятельности поможет принцип «вертушки», когда ученики заполняют таблицу «знаем – хотим узнать - узнали» по кругу. Когда ручка и бумага переходят к очередному участнику, он предлагает известную ему информацию для согласования группой. После достижения консенсуса участник записывает в таблицу свои данные. Если дети не уверены в точности определенной информации, ее вносят в таблицу в форме вопроса. После заполнения таблицы «знаем – хотим узнать - узнали» группа начинает группировать отдельные пункты перечня по типу информации на семантической карте. Сначала учитель несколько раз моделирует разработку такой карты, и после этого ученики будут готовы создать ее самостоятельно. Для начала новой категории учитель записывает определенный факт на большом листе бумаги. Когда докладчики озвучивают идеи своих групп, он спрашивает: «Похожа ли эта информация на любую из записей на этой схеме?» Построение семантической карты способствует обогащению словарного запаса учащихся.
Когда начинают формироваться отдельные четкие категории, ученики могут закончить это упражнение в группах. Ключевым для учебного модуля, например, об истории древней Греции, является понятие потребностей личности: физических, социальных и психологических. Поэтому рекомендуется поощрять детей группировать разрозненные факты вокруг этих категорий. А чтобы обеспечить коллективное участие в этой деятельности, учащиеся добавляют информацию на групповую семантическую карту по вертушке. В конце урока докладчики от групп представляют свои схемы в классе.
Предложите ученикам написать короткое сочинение на одну из тем со своей семантической карты. При этом рекомендуется обращать внимание на следующее:
- использовали ли ученики свои записи со схемы или попытались раскрыть их;
- структурированно ли сочинение на абзацы для выделения новых категорий информации;
- достаточно ли общих знаний для начала изучения темы;
- есть ли в сочинении вступительные и заключительные предложения?
Попросите учеников письменно изложить свои мысли о преимуществах применения таблицы. В своем эссе они должны описать последовательность действий в этой методике.
В школах учится немало детей, которые по разным причинам не обладают достаточным объемом общих знаний и поэтому не могут понять комплексных понятий по обществоведению. Другие же не могут осмысливать информацию по этой предметной области, для них эти понятия лишены всякого смысла. В работе с такими детьми учитель модифицирует учебные задачи и сосредоточивает внимание на формировании общих знаний, необходимых для участия в обсуждении социальных проблем и путей их преодоления.
Эта методика активизации общих знаний и постановки вопросов помогает ученикам с низким уровнем подготовленности / способностей вести диалог со своими одноклассниками. С другой стороны, дети, которые обладают значительным объемом знаний по определенной теме, получают возможность поделиться ими с аудиторией. Кроме того, такие «сильные» ученики могут формулировать темы для своей таблицы «знаем – хотим узнать - узнали» на основе названий разделов, заголовков и подзаголовков.
Контроль понимания
- Взаимное обучение чтению
Одна из задач школы с первого по выпускной класс - формирование умений понимать информацию, которую нам несут семантические, синтаксические и грамматические подсказки в тексте. В этой связи стоит рассмотреть методику взаимного обучения. Она обеспечивает гибкий подход к организации занятий по чтению, основанный на естественном желании детей взаимодействовать друг с другом и превращает их общение на учебный опыт. Методику взаимного обучения можно использовать для работы со всеми детьми, независимо от их уровня подготовленности / способностей. К тому же, она воплощает принципы личностно-ориентированной педагогики и требует всего 15 минут в день. Сначала учитель должен подробно объяснить правила работы, подготовить учащихся к роли наставников, объяснить, что собой представляют семантические, синтаксические и грамматические подсказки в тексте, и смоделировать способы их интерпретации. Чтобы эффективно обучать своих сверстников, ученики должны хорошо понимать процессы чтения. Стоит добавить, что подобно всем личностно-ориентированным методам, ученики быстрее осваивают новые роли. А если обеспечить им соответствующую практику под руководством учителя, то постепенно смогут сами применять соответствующие приемы.
Задача наставника - помочь своему партнеру научиться хорошо читать. Если в тексте встречается незнакомое слово, всегда давайте ученику время, чтобы он попытался понять текст с помощью тех или иных стратегий. Не торопитесь, пусть ваш партнер дочитает предложение до конца, и после этого похвалите его или задайте вопрос, например: «Какие еще стратегии можно использовать в этом случае?» Если после нескольких различных попыток (стратегий) ему не удается правильно прочитать слово, прочитайте его сами или объясните.
Необходимо принять во внимание несколько оговорок. Во-первых, не следует воспринимать учебные стратегии как универсальное решение всех проблем, подменять ими те приемы учебной деятельности, которые уже хорошо себя зарекомендовали. Во-вторых, стратегии - это не очередной «довесок» к учебной программе, они должны быть важной частью темы урока. И, в-третьих, перед тем как приступить к систематическому формированию когнитивных стратегий, учителю рекомендуется подробно изучить методическую литературу и знать, какие аспекты той или иной стратегии, по выводам ученых, - самые эффективные.
Всех учеников, независимо от их возраста или уровня подготовленности / способностей можно научить эффективно применять стратегии для решения академических задач. Это особенно касается детей, которые в течение длительного времени сталкиваются с трудностями в обучении, в частности, тех, кого после инклюзивного заведения или класса снова интегрируют в обычный класс.
Организация учебно-воспитательного процесса во всем разнообразии своих проявлений от начала и до конца, - сценарий, за котором стоит ответственное лицо - учитель-сценарист, одновременно он выполняет роль режиссера-постановщика, ведь от него зависит, насколько созвучен времени его труд, а значит, и успех всего дела.
Послесловие
Глубокое понимание философского основания инклюзии, своеобразия ее развития в нашей стране, определение ее места и осознание роли в единой системе образования позволяют задуматься над возможностью построения учебно-воспитательного процесса, учитывая потребности детей, развитие которых происходит как в соответствии с общепринятым эталоном, так и по индивидуальному расписанию, в контексте общего пространства. Поиски путей наиболее рациональной организации педагогического взаимодействия в инклюзивной среде делают выбор с опорой на проверенные мировой практикой педагогические системы, а также их элементы, используемые в различном сочетании. Лучшие образцы алгоритмов применения указанных систем и их элементов за рубежом, а также первые шаги организации планирования и реализации учебно-воспитательного процесса, совершенные в экспериментальных заведениях, демонстрируют достаточно высокую результативность стратегий. В то же время отметим то, что инновационное движение, которое постепенно разворачивается в сфере образования нашего государства, имеет свои особенности и требует организации дальнейших исследований для анализа и обобщения накопленного опыта, а также сосредоточения внимания на вопросах имплементации взаимодействия специалистов общего и специального образования. Рождение отечественной модели инклюзивного образования, как результат повседневной практики и научных исследований, станет надежной основой совершенствования существующих и создания оригинальных стратегий преподавания в инклюзивном образовательном учреждении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)