Оценка эффективности своей практики
Учителю значительно легче объективно оценивать свою работу, когда его профессиональные ценности согласуются с теорией обучения и преподавания и соответствующими эмпирическими данными; когда в организации и внедрении учебного процесса он руководствуется целями образовательного стандарта и учитывает различные ученические потребности. Чтобы получить точное представление об эффективности собственной практики по планированию и реализации обучения, педагогу необходимо последовательно и систематически оценивать учебные достижения учащихся.
Решение математических задач и коммуникация с использованием математических символов
Ученикам дают проблемную ситуацию, которую они должны проработать и письменно изложить все действия, которые привели к тому или иному ответу. Учеников оценивают по тому, насколько хорошо они применяют определенные навыки, в частности: эффективные стратегии, организацию, понимание проблемы, описание действий с помощью специфической лексики, планирование и рефлексию. Чтобы фиксировать этапы формирования этих навыков у детей, рекомендуется на уроках математики вести специальный журнал, где они будут записывать задачи и свои мыслительные операции. Каждый второй урок математики начинается с «Проблемы дня». Сначала детям необходимо подробно объяснить способы решения той или иной проблемы (задачи), продемонстрировать последовательность шагов по ее решению и научить объяснять свои действия, дать подобные учебные упражнения. Только после этого можно попросить их самостоятельно решить задачу на оценку.
Сформированность стратегий чтения
Эффективный критерий для определения уровня сформированности специальных приемов (стратегий) чтения - упражнения, где ученик должен вписать пропущенные слова в тексте. При этом он опирается на значительный контекст - свои знания синтаксиса и семантики. Важно дать детям возможность предварительно ознакомиться с такими упражнениями и попрактиковаться в заполнении пропусков в предложениях, а также обсуждать и отрабатывать различные стратегии чтения, например, перечитывать и читать для поиска нужной информации. Вписывание пропущенных слов в тексте - один из нескольких способов определить, насколько хорошо ребенок может справиться с текстами для своей возрастной группы, то есть читать их самостоятельно, или нуждается в определенной помощи учителя, чтобы приблизиться к самостоятельности (уровень учебной практики), или читает неудовлетворительно.
Оценка на основе выполнения
Согласно этому подходу, детей оценивают в процессе выполнения ими задач на применение целевых навыков. Ученикам дают открытые задания, для подготовки которых необходимо проявить сложные навыки высшего порядка. Эти задачи бывают как индивидуальные, так и групповые. Они оцениваются по критериям, которые определяет учитель или сами ученики. Например, на уроке обществоведения ученика можно попросить представить определенную позицию и сопровождать ее, подкрепляя аргументами. Оценивая характер выполнения задач, учитель также может определить цели в плане дальнейшего развития мышления и обучения, которые имеют большое значение для успешного усвоения учебной программы. Большинство традиционных методик оценки призваны определить, соответствует ли уровень знаний, умений и навыков ученика стандартным требованиям для его года обучения, которые устанавливаются органами образования. Кроме того, оценка на основе выполнения позволяет учителю отслеживать изменения в уровне успеваемости ребенка в течение длительного периода. Именно поэтому педагогу, который работает в разно-уровневом классе, важно заранее сформулировать критерии выполнения. Выработка методики подсчета баллов или определенного набора критериев позволит измерить прогресс учеников. При этом качественные критерии не только служат основой для оценки, но и создают ориентир для учебной деятельности ребенка. Когда их формулируют совместно учитель и ученики, дети знают, что от них требуется, и соответственно могут улучшать свою деятельность. Если же такая оценка происходит в начале обучения, то это дает возможность измерять успешность в течение учебного года и по его окончании, а также определить сильные и слабые стороны класса. Вместе с тем, эти данные, показывающие стартовый уровень успеваемости, имеют важное значение для планирования и дальнейшей организации учебного процесса. Они также являются одной из предпосылок успешного внедрения методик самооценки и взаимной оценки, когда ученики обсуждают и исследуют критерии образцовой деятельности в контексте различных учебных дисциплин.
Планирование аккомодаций (адаптаций) и модификации помогает учителю заранее определить, какими материалами ученикам нужно пользоваться, как лучше построить урок (например, на основе индивидуальной, групповой или фронтальной работы), в каком виде ученики должны отвечать на задачи (например, дать краткий письменный ответ), подобрать типы упражнений и видов деятельности, продумать ожидаемые результаты их выполнение. Важно помнить, что, внедряя аккомодации и модификации, учитель создает условия для привлечения детей к работе над темой урока и помогает им работать над задачами.
По результатам работы по реализации инклюзивного обучения в экспериментальных заведениях определен алгоритм адаптации учебных задач, материалов, организационных форм работы на уроке, что будет способствовать прогнозированию и внедрению адаптации в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)