Реализация метода дифференцированного обучения
Будучи преданными своему призванию и стремясь хорошо учить всех детей в разнообразном коллективе, мы, тем не менее, должны признать, что этот путь вызывает некоторую неуверенность. В разно-уровневом классе не все дети могут одинаково воспринимать материал и методику работы учителя. Это уже само по себе значительно осложняет положение педагога. Ведь легко применить определенную методику, чтобы объяснить ученикам то или иное понятие, и гораздо труднее определить, в какой поддержке нуждаются отдельные дети, которым сложно им овладеть.
Поэтому учителю необходимо владеть методами преподавания, которые позволяют учитывать различия в способах обучения индивидуальных учащихся. Кроме того, можно с уверенностью предположить, что их внедрение потребует определенных изменений в общей организации учебного процесса. Поэтому, важно то, как педагог строит деятельность учащихся. Для работы в разно-уровневом классе некоторые учителя начинают применять гибкие методики объединения детей в группы. Скажем, в начале урока учителю следует поработать со всем классом и познакомить детей с некоторыми понятиями учебной темы, а затем продолжить изучать остальные понятия в группах с одинаковым уровнем подготовленности участников. В одних случаях эффективны фронтальные формы, тогда как в других целесообразнее объединять детей в малые группы. Таким образом, гибкие методики деления класса на группы - одна из предпосылок дифференцированного обучения.
Чтобы обеспечивать надлежащее обучение учащихся в разно-уровневом классе, необходимо использовать широкий диапазон методов. Так, детям с трудностями обучения или с недостаточным объемом предварительных знаний полезно подробно объяснять тему, приводить многочисленные примеры и давать много однотипных задач для отработки нового материала. С другой стороны, в классе есть ученики, которые предварительно имели возможность приобрести многочисленный и разнообразный опыт или хорошо знакомы с темой урока. Они учатся лучше, когда учитель дает им возможность самим открывать новые знания, конструировать их. Поэтому очевидно, что для эффективной работы в инклюзивном классе педагог должен обладать богатой палитрой методов обучения. Ведь склонность проводить уроки по одному-единственному шаблону и каждый раз объединять детей в группы по той же методике значительно уменьшает мобильность учителя и сужает круг вариантов для учеников. Поэтому можно утверждать, что, стремясь обеспечивать индивидуальные потребности в разнообразном коллективе, учитель должен адаптировать все аспекты учебного процесса и варьировать свою практику преподавания в ответ на эти потребности.
Одно из препятствий для внедрения инклюзивного образования - тщательное соблюдение узкого подхода к определению природы обучения. Ведь в таком случае некоторых детей просто лишают возможности приобретать новые знания, умения и навыки таким способом, который им больше подходит. Для некоторых детей в инклюзивном классе понятие обучения имеет несколько иной смысл. В этой связи можно рекомендовать альтернативный подход к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности. Он заключается в том, что учитель организовывает обучение на основе выработки стратегий или приемов деятельности, состоящих из четкого ряда последовательных шагов: сначала объясняет ту или иную стратегию, а затем позволяет отработать ее на практике. Такой подход к обучению помогает уменьшить объем сопровождения, необходимого ребенку на уроке. В нем акцент делается на развитии способности ученика к приобретению новых знаний. Эта задача решается через формирование когнитивных стратегий (умений учиться), которые впоследствии он или она сможет перенести на другие предметные области.
Отправная точка для планирования - ключевые учебные понятия, которые учитель выделяет из образовательного стандарта. В дальнейшем требования к уровню владения этими понятиями служат критерием для оценки приобретенных учащимися знаний, умений и навыков и для формулирования ожидаемых результатов обучения, пригодных для всех учащихся.
Для переноса широких требований образовательного стандарта на повседневную практику обучения необходимо хорошо изучить ученические потребности и правильно оценить обеспеченность школы кадровыми и материальными ресурсами. После определения широких учебных целей в соответствии с образовательным стандартом учитель может приступать к реализации интерактивного процесса обучения и оценки.
Определение стартового уровня успешности закладывает основу для дальнейшего усвоения знаний, дает возможность в будущем оценить эффективность выбранной программы и методики обучения. Эти показатели также помогают выяснить, насколько ученики продвинулись в изучении материала, предусмотренного образовательным стандартом. Информация об уровне предварительной подготовки учащихся позволяет выявить их сильные и слабые стороны. После этого можно формулировать отдельные задачи по изучению содержания предмета, строить и реализовывать учебный процесс.
На этапе планирования учитель, по сути, определяет «как» и «когда» изучать те или иные составляющие содержания. Ожидаемые результаты обучения устанавливаются на весь год и интегрируются в текущую работу как понятия или элементы знаний, которыми, согласно образовательному стандарту, должны овладеть дети.
Дифференциация обучения - это, прежде всего, возможность для учащихся взаимодействовать с содержанием учебного плана разнообразными способами; получать значимый учебный опыт для того, чтобы на практике отработать приемы учебной деятельности; демонстрировать приобретенные знания, умения и навыки с помощью различных средств. Этот подход имеет под собой солидную теоретическую основу и предусматривает организацию обучения вокруг ключевых понятий. В дифференцированном обучении важное место принадлежит непрерывной оценке уровня подготовленности учащихся и их прогресса в освоении предмета. Оно также предусматривает гибкое объединение учащихся в группы, в частности, использование фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Описанные далее методики отражают главные принципы этого подхода.
Как обучать?
В общем, ответ на этот вопрос зависит от уровня теоретической подготовки и опыта учителя, а также от ученических потребностей, широких целей и специфических учебных задач, сформулированных на основе образовательного стандарта. По мнению исследователей, в обучении детей с особыми потребностями и без них эффективны три подхода:
- традиционное интенсивное обучение;
- выработка когнитивных стратегий или «обучение учиться»;
- кооперативное обучение.
Как организовать работу учащихся на уроке, учитывая индивидуальные особенности в разнообразном коллективе учащихся?
Ученики инклюзивного класса должны получать значимые знания от педагогов и сверстников; работать над задачами, которые для них самих и их товарищей - интересные и содержательные; участвовать в общих делах, способствующих превращению детского коллектива на сообщество, которое учится. Необходимо обращать внимание на уникальность каждого и на различия в окружении товарищей, помогать замечать нужды других, создавать условия для того, чтобы они учились помогать друг другу, конструировать знания, решать проблемы, создавать проекты, жить и работать вместе в школе и за ее пределами. Учащимся необходимо давать задания в соответствии с их уровнем подготовленности, побудить применять имеющиеся знания и умения в различных ситуациях и контекстах, развивать веру в свои силы и ответственность за собственное обучение.
Работая в разнообразном коллективе, учитель призван применять гибкие и творческие подходы к преподаванию, планировать и проводить уроки так, чтобы они были насыщенными и многогранными, позволяли варьировать формы работы (например, фронтальную, групповую или работу над индивидуальными проектами), а также другие методики, которые способствуют эффективному обучению в процессе активного межличностного взаимодействия детей. Педагогу также необходимо дать детям почувствовать, что их любят и уважают, что их радушно приветствуют и ценят как часть ученического коллектива. Это требует наличия у учителя определенных личностных качеств, в частности: сообразительности, справедливости, терпения, заботы, вдумчивости, открытости к сотрудничеству, любознательности, находчивости, желания учиться, расти и изменяться ради самого себя и своих учеников.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)