Ключевые факторы планирования учебного процесса в инклюзивных классах
Наверное, мало какой вопрос педагогической отрасли становился поводом для таких жарких дебатов, как инклюзия. Главная проблема заключается не в том, нужно ли внедрять инклюзивное образование, а в том, как обучать детей таким образом, чтобы все они были успешными. И хотя мы всегда стремимся организовать учебный процесс на должном уровне, в соответствии с потребностями ученического коллектива, часто мы точно не знаем, как учить таких детей. Это непростая задача заставляет нас пересмотреть свою преподавательскую практику.
Одно четко понятно. Чтобы назвать класс инклюзивным, мало поместить детей в нем и создать среду уважения. Необходимо также применять методы преподавания, позволяющие учитывать их индивидуальные различия. Безусловно, инклюзия - это не просто физическое пребывание ребенка в обычном классе, а полная реструктуризация работы с ученическим коллективом, которая призвана обеспечивать уникальные потребности каждого ребенка, в том числе ребенка с ограниченными возможностями.
В наших классах часто можно увидеть детей, для которых английский является вторым языком, «одаренных» детей, детей с ограниченными возможностями, а также детей, живущих в нищете и поэтому их обычно относят к группе риска. В инклюзивном обучении важно применять методы, эффективные для всех учащихся, в том числе: развитие чувства сообщества в детском коллективе, формирование социальных навыков, обучение в сотрудничестве, а также гибкие методики объединения детей в группы, что создает условия для дифференцированного обучения.
Развитие социальных отношений
Ученические коллективы становятся все более разнообразными. Поэтому важно дать каждому ребенку почувствовать, что его принимают. Когда учитель внедряет принципы взаимного уважения, принятия индивидуальных различий, подает личный пример их соблюдения, тем самым он создает эффективную учебную атмосферу. Усилия, направленные на развитие чувства сообщества в классе, где каждый ребенок является желанной частью целого, обеспечивают основу для инклюзии. Такая позиция созвучна взглядам многих педагогов массовой школы, которые считают, что забота и благоприятная атмосфера имеют важное значение для обучения.
В вопросах отношений, как и в любом другом направлении обучения и воспитания, между детьми в целом намного больше общего, чем различий. Отношения между учителем и учениками, построенные на принципах заботы, - важная составляющая эффективного учебного процесса. Ведь, в определенном смысле, качество преподавания напрямую зависит от контекста, отношений и совместного опыта, который мы создаем на уроке. Итак, для успешного усвоения знаний, умений и навыков необходимо налаживать атмосферу взаимного доверия и уважения между учителем и учениками. Но это не просто очередное задание учителя, ведь без таких доверительных отношений с детьми мы очень ограничены в выборе способов взаимодействия с ними.
Развивать позитивную атмосферу и формировать чувство сообщества в классе можно путем содержательного диалога с учениками. Такой диалог - один из полезных инструментов углубления взаимного доверия. Итак, если в своем плане работы с ученическим коллективом вы выделяете определенное время для того, чтобы дети могли рассказать об интересных событиях, которые с ними произошли, поделиться личными впечатлениями, или проводите собрание класса для решения текущих вопросов, то это не только способствует налаживанию позитивных отношений между детьми с ограниченными возможностями и без них, но и помогает каждому выработать навыки решения проблем. В процессе дискуссий, где они могут не только говорить, но и слушать друг друга, ученики учатся лучше понимать позицию другого человека. Привлечение к совместному разговору, возможность послушать историю или мнение товарища и, когда дойдет очередь, выразить свое собственное, создают прекрасные условия для налаживания социального взаимодействия. Часто такое обсуждение на уроке помогает учащимся понять, какие модели поведения являются приемлемыми, а какие нет.
Безусловно, социальные контакты в классе играют важную роль в формировании положительных моделей поведения, но для выработки навыков общения со сверстниками их бывает недостаточно. Поэтому детей необходимо специально обучать, как взаимодействовать и работать вместе с одноклассниками; такие методики могут с пользой применять учителя и другие ученики. С вашей стороны это станет еще одним вкладом в успешную реализацию инклюзивной модели. Например, изучение эффективных приемов общения, в частности активного слушания и «я-высказываний», часто позволяет учителям и ученикам обсуждать интересующие их вопросы. Кроме того, оно помогает детям научиться регулировать конфликтные ситуации в нейтральной манере, без противостояния. В школах существует практика проведения специальных мероприятий по формированию социальных навыков. Они ориентированы на всех детей, и каждый участник узнает, как нужно действовать, чтобы успешно работать и учиться вместе с другими. Ведь мы хорошо помним, что именно в процессе общения дети узнают о том, что является важным и приемлемым в обществе, какое поведение уместно в той или иной ситуации. Следовательно, настройка в детском коллективе межличностных отношений, построенных на принципах заботы и взаимного уважения, - одна из главных задач учителя в инклюзивном классе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)