Профессиональное сотрудничество
Несмотря на то, что инклюзия - одна из самых гуманистических идей настоящего времени, она одновременно является сложной для решения проблемой, с которой сталкиваются системы образования во всем мире, поскольку предусматривает привлечение детей с особыми потребностями в общеобразовательные школы, а это, в свою очередь, требует от всех участников учебно-воспитательного процесса существенного пересмотра традиционных взглядов на цели, функции, организации работы заведения нового типа. Вопрос о том, как школы могут обеспечить включение всех детей, предоставить им возможность принимать полноправное участие в жизни школы и достигать положительных результатов, беспокоит всех, кто занимается вопросами обеспечения справедливости в современном и будущем обществе. Несмотря на существование выдающихся примеров инклюзивных школ во многих странах, все еще нет полного понимания того, как можно сделать все школы более инклюзивными.
Планирование и организация учебно-воспитательного процесса в инклюзивном образовательном учреждении
Концептуальные основы проектирования педагогической деятельности в инклюзивном образовательном учреждении
Общая модель и принципы организации учебно-воспитательного процесса. Неудачное планирование - это планирование неудачи. Справедливость этого утверждения подтверждается многочисленными примерами низкой результативности начатого дела, в основу которого положен заранее неудачный порядок действий, необходимых для того, чтобы достичь цели. Успешное планирование - это рационально-предусмотренная последовательность шагов, которая ведет к положительному результату. Кроме того, ему присущи функции целеопределения, прогнозирования, моделирования, программирования. Следовательно, планирование - основное звено и организационное начало всего процесса реализации намеченных целей. Далее следует непосредственно организация определенного вида деятельности, которая предусматривает оптимальную концентрацию и распределение ресурсов для достижения цели. Вместе планирование и организация позволяют составить представление о «идеальной модели» ожидаемого результата, которая становится содержанием деятельности проектирования.
Сейчас сравнительно мало исследований о том, как учителя представляют процесс проектирования педагогической деятельности, а их выводы носят преимущественно недостаточно систематизированный характер. В то же время, исследователи свидетельствуют о наличии концепций, опирающихся на элементы педагогических систем и нашли свое отражение в современной практике преподавания.
Обучение - это процесс интерпретации, требующий социального контекста для осуществления коммуникативного обмена.
Ситуационные факторы касаются контекста, в котором работает учитель. Поэтому на проектирование педагогической деятельности влияют социокультурные обстоятельства (например, значительная часть учеников, для которых язык обучения не является родным); район (местоположение) учебного заведения (например, город или деревня); положения и стандарты в плоскости инклюзивного образования и обеспечения специальных образовательных услуг, действующих на уровне отдельно взятого школьного округа; нормативные положения и методические рекомендации по планированию и осуществлению учебного процесса, которые распространяются на всю школу или на определенную годовую параллель; введены учебники и другие учебно-методические материалы; возможность привлекать специалистов по специальному образованию и доступ к соответствующим услугам; а также физическая среда в классе и школе. Более того, характер планирования и методика имеют свою специфику в зависимости от года обучения и дисциплины, которую преподает учитель, а также от факторов, преимущественно связанных с составом ученического коллектива (то есть, от наполняемости классов, неравномерности степени академических способностей и навыков, от языковых и культурных различий, моделей поведения, широты и качества фоновых знаний, мотивации, интереса к той или иной теме, социальных навыков, знаний о существовании когнитивных стратегий, владение ими и умение их применять).
Экологические (или личностные и ситуационные) факторы также непосредственно сказываются на процессе и продукте обучения. Личностные и ситуационные факторы взаимодействуют между собой, они влияют на формирование мотивов и выбор стратегий, а также на эффективность работы учителя и продукт преподавания. Составляющая «Комплекс процесса преподавания» показывает, как учитель воспринимает свое учебное взаимодействие с учениками. В зависимости от характера восприятия этого взаимодействия, он принимает определенные решения для построения учебного процесса, которые, в свою очередь, определяют продукт преподавания. Другими словами, учитель планирует модули и отдельные уроки, подбирает методы, устанавливает объем нагрузки, подбирает методики оценки, управления ученическим коллективом и содействия академическому и социальному развитию учащихся.
Комплексная структура процесса преподавания. Учителя на практике могут применять параллельные подходы к преподаванию с присущими каждому из них мотивами и стратегиями. Отсюда выдвинуто предположение о существовании трех базовых подходов (поверхностного, ориентированного на достижение, а также глубинного), согласно которым педагоги планируют и внедряют учебный процесс. Но, несмотря на сочетание различных мотивов и стратегий, как правило, учителя ориентированы в определенном направлении и применяют те учебные стратегии, которые согласуются с их доминирующими мотивами.
Преподавание - интересное и увлекательное дело, которое требует большой отдачи от учителя. Учитель создает условия для формирования значимых знаний, умений и навыков, для развития критического мышления учащихся.
Помощь ученикам как можно полнее понять материал. Интеграция и расширение информации
Обычно у педагогов доминирует внешняя мотивация, а также мотивация высоких академических показателей (комбинация поверхностного подхода и подхода, ориентированного на достижение) или внутренняя мотивация в сочетании со стремлением воплощать высокие академические стандарты (комбинация глубокого и ориентированного на достижение подходов). Они и определяют характер их видения процесса обучения. Итак, на деятельность учителя могут одновременно влиять мотивы разных типов: с одной стороны - стремление привлекать учеников к значимому обучению, а с другой - помогать им получать высокие оценки; или с одной стороны - попытка формировать у них знания по предмету и базовые навыки, а с другой - достигать также высокого уровня успеваемости. Эти данные подтверждают мнение о том, что, как правило, учитель ориентирован в одном направлении и его подход к организации обучения складывается под влиянием личностных (например, продолжительность и тип педагогического стажа) и ситуационных (степень учебного заведения, характеристики ученического контингента) факторов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)