Недостатки развития мотивационной сферы
- несформированность широких социальных мотивов учения, слабые познавательные интересы, развитая мотивация достижения успеха, что проявляется в потере интереса к учебе или «односторонних» интересах, отсутствии удовлетворения от преодоления трудностей, получения нужного результата;
- низкий уровень произвольности, что проявляется в недостаточном развитии волевых качеств, неумении работать, нарушениях дисциплины.
Отклонения в развитии познавательной сферы, проявляющиеся в трудностях усвоения учебного материала, низкая обучаемость (способность к усвоению знаний), интеллектуальная пассивность, задержка психического развития (которая проявляется уже в процессе обучения).
Несформированность способов учебной работы, может быть результатом педагогической запущенности (проблемы на уровне семейного воспитания, недостаточный уровень готовности к обучению в школе), недостатков школьного обучения, а проявляться - в «неумении учиться», использовании нерациональных способов решения учебных задач, отсутствии переноса усвоенного способа на другой материал, неправильная общая организация работы и тому подобное.
Особенности психофизического развития, проявляющиеся в соматическом ослаблении, свойствах высшей нервной деятельности (гиперактивность, замедленность) и своеобразии развития личности (высокая степень тревожности, демонстративность).
Таким образом, современные реалии позволяют убедиться в том, что школа не в состоянии строить свой учебно-воспитательный процесс с опорой только на «стандартные конвейерные программы обучения» и привычные методы, которыми трудно удовлетворить познавательные потребности всех, кто «законно» пользуется услугами общего образования. Так, наличие «нестандартных» учеников можно рассматривать как разновидность явления стихийной инклюзии, если иметь в виду необходимость создания специальных условий для их успешного обучения. Этот вариант инклюзии чаще всего является «завуалированным», так как проявления «нестандартности» могут быть либо недостаточно выразительными, или такие дети успевают сменить несколько школ, получая образование. В то же время всегда существовали учителя - мастера своего дела, которые понимали необходимость наличия собственного расписания для неуспевающих учеников. Они создавали соответствующие условия, руководствуясь здравым смыслом, интуицией и интересуясь доступным арсеналом накопленных человечеством знаний. Повышение мотивации к обучению, улучшение академических результатов, обретение уверенности учащихся в себе укрепляли веру общества в возможность удовлетворения даже «нестандартных» потребностей в контексте общего образования. С этой точки зрения такой вариант стихийной инклюзии можно считать явлением, которое возникло «изнутри», а также положительным опытом на пути к совершенствованию целостной системы образования нашего государства.
Известно, что во многих странах мира специалисты сначала изучают, каким образом гражданам удобно преодолевать определенное расстояние от одного пункта к другому (протаптывать тропу), а затем в соответствии обустраивают этот путь (например, асфальтируют). В нашей стране до сих пор сначала происходит архитектурное планирование, строительство, а потом идет постоянная борьба с тропами протоптанными гражданами в удобных для них местах.
Пользуясь такой аналогией, можно отметить, что и в России пора пересмотреть позиции по созданию условий и технологий обучения, при которых все ученики должны иметь равный доступ к образованию, одинаковые возможности получить знания и опыт в соответствии с теми мировоззренческими реалиями, которые объективно сложились в обществе. Таким образом, ориентация на потребности каждой конкретной личности могла бы служить надежной основой для создания адекватных многовариантных учебных стратегий.
Формирование нового взгляда на образование и место человека в социуме - главные мировые признаки инновационного развития любого общества. В наши дни образование приобретает характеристики всеобщности, доступности, равенства в странах с высокой степенью развития. Так, международное движение «Образование для всех» приоритетное значение отводит обеспечению каждого правом на удовлетворение образовательных потребностей, получению качественного базового образования. Детальное знакомство с зарубежным опытом внедрения инклюзивного образования в школьную практику существенно оптимизирует модернизацию отечественной образовательной системы в соответствии с сегодняшними потребностями и реализацию Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Базис образовательной инклюзии имеет глубокие концептуальные корни, отраженные в теориях социальной справедливости, прав человека, социальных систем по развитию личности, социального конструктивизма, структурализма; идеях информационного общества и социальной критики. В соответствии с указанными теориями и идеями образование рассматривается как общественное благо, что требует предоставления всем равных возможностей в доступе к этой социальной ценности. Путь преодоления социального неравенства в таком контексте заключается в создании возможностей для получения весомого места в обществе посредством образования. Интересно, что ограниченность доступа к образованию характеризует общество со сложной структурой (дифференциацией на социальные классы и слои населения по признаку неравенства), которое рассматривается в контексте идей социальной депривации. Высокий уровень академической подготовки, социальный опыт и компетентность, способность к социальной адаптации, являются составными функциональной грамотности населения, свидетельствуют о высоком качестве человеческих ресурсов в контексте такого общества, нацеленного на дальнейшее совершенствование. Сейчас гибкая индивидуализированная система обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения по месту жительства как раз и рассматривается как возможное средство преодоления социальных и академических проблем указанной категории лиц.
Такой вариант образования предполагает готовность всех лиц к путешествию по пути, который не всегда состоит из ступеней, имеющих одинаковую форму, размер и расстояние друг от друга, а главное - отвечают траектории определенного стандарта. Тенденции и рекомендации, которые формируются на основе учета индивидуальных потребностей ребенка и накопленного человечеством опыта в области образования, уже позволяют отдать «пальму первенства» социальным технологиям (а также модели в отличие от медицинской, основанной на признании необходимости учета «объекта сожаления»). Указанный вариант образования нацелен на развитие инклюзивного общества, в котором особенности уважают и ценят, а это дает возможность каждому участвовать в жизни общества и вносить свой вклад в его развитие (лестницы на картинке ведут к обществу). Сейчас инклюзивное образование можно считать одним из механизмов ускорения инновационного развития образования в целом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)