Инклюзивное образование: истоки и концептуальные положения
Специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры рассматривает инклюзии в образовательной сфере как динамический метод позитивного реагирования на многообразие ученического контингента и отношения к индивидуальным различиям не как к проблемам, а как к возможностям для обогащения учебного процесса.
Традиционно в большинстве стран мира применения концепции и методов инклюзии в образовательной сфере главным образом ограничиваются контингентом учащихся, которых относят к категории лиц с особыми потребностями, детей-инвалидов, а также беженцев.
Инклюзия в нынешнем виде берет начало со специального образования, которое в своем развитии прошло несколько этапов, на которых рассматривались различные способы учета особенностей детей с инвалидностью (с особыми потребностями). Практические достижения специального образования были перенесены в общий образовательный поток в рамках подхода, который получил название «интеграция». В образовании концепция интеграции возникла как альтернатива школьным моделям обучения в специальных заведениях. Интеграция предусматривала привлечение учеников, которых причисляют к категории лиц с особыми потребностями, к обучению в общеобразовательных школах. Реструктуризация и укрепление материально-технической базы, увеличение количества специальных классов и специальных педагогов в обычных школах, «интеграция» учащихся с особыми потребностями в обычные классы и обеспечение их учебными материалами были и до сих пор являются главными составляющими, необходимыми для применения моделей интеграции. Но главная проблема этого шага заключается в том, что включение специального образования в общий поток не сопровождалось изменениями в организации работы обычной школы, ее учебных планов, программ и методик обучения. Поэтому отсутствие организационных изменений оказалось одним из наиболее существенных препятствий для внедрения инклюзивной образовательной политики.
После пределы распространения, цели, содержание и ожидаемые результаты по интеграции в образовании существенно изменились. Эти изменения в целом связаны с признанием того, что интеграционная модель, которая основывалась только на закрытии специальных школ и «вступлении» учащихся к обучению в общеобразовательных школах не соответствовала разнообразию потребностей учащихся.
Введение инклюзии в сфере образования предусматривает разработку и введение широкого спектра учебных стратегий для более гибкого реагирования на многообразие потребностей учащихся. Основой концепции инклюзивного образования являются принципы, что все дети и молодые люди, несмотря на разное культурное и социальное происхождение и разные уровни учебных возможностей, должны иметь одинаковые возможности в обучении во всех типах учебных заведений. Итак, идеология инклюзивного образования направлена на предоставление каждому ребенку, всем обособленным и уязвимым группам (женщины и девушки, национальные меньшинства, коренные народы, дети с особыми потребностями, дети с инвалидностью) возможностей для результативного обучения.
Среда и школьная культура, ориентированные на ребенка
Непохожесть людей и разная манера учиться является естественной и ценной чертой, которая находит свое отражение в работе учебных заведений. Школы должны быть способными создавать условия с использованием различного набора рабочих методов (в том числе и индивидуального направления учебных практик), чтобы не оставить в стороне ни одного ребенка.
Характерным свойством «школы для всех» является применение гибкого подхода к индивидуальным способностям ученика, и ориентация на его потребности и интересы. Имеющийся опыт по развитию ребенка доказывает, что обучение лучше проходит в среде, где уделяется большое внимание формированию чувства собственного достоинства и положительной самооценки, то есть в среде, где существует и активно развивается настоящая способность содействовать.
Ориентация на потребности ребенка не означает, что ученики должны изучать содержание учебных предметов по отдельности. Индивидуальные адаптации могут осуществляться на уроке. Также предусматривается предоставление учениками поддержки друг другу в соответствии с их способностями и сильными сторонами. В этом смысле различия рассматриваются как возможности для обучения. Для поддержки организации качественного инклюзивного обучения может использоваться широкий спектр других средств и методик (например, учебно-методические материалы, специальное оборудование, дополнительный персонал, новые педагогические подходы или пример других учеников) и других ресурсов, которые выходят за пределы возможностей самого учителя.
Подготовка педагогов
В системе инклюзивного образования все педагоги должны иметь положительное отношение к разнообразию потребностей и интересов учащихся и понимание сущности методов инклюзивного обучения, разработанных как с помощью начальной подготовки, так и в процессе непрерывного профессионального развития. Большинство видов инклюзивных методов обучения, необходимых учителям и педагогам, можно осветить как в период их начальной подготовки, так и путем проведения краткосрочных учебных курсов без отрыва от основной работы. Поэтому базовая программа подготовки педагогов может содержать рекомендации о том, как:
- преобразовывать результаты соответствующих исследований (в том числе исследований на основе коллективного обсуждения проблем) на эффективные методы преподавания;
- оценивать прогресс всех учеников в процессе прохождения ими учебной программы (в том числе методы оценки учащихся, чей уровень знаний является низким, а прогресс - медленным)
- использовать оценки как инструмент планирования процесса обучения для класса в целом, а также при составлении индивидуальных планов для учащихся;
- наблюдать за успеваемостью учащихся в процессе обучения, в том числе с использованием простых контрольных вопросов и графиков наблюдений;
- соотносить поведение отдельных учащихся с обычными моделями развития (это особенно важно для учителей, работающих с маленькими детьми);
- привлекать родителей и учеников к процессу оценивания;
- работать с другими специалистами; знать, когда к ним уместно обратиться за специализированной консультативной помощью и как использовать их рекомендации для целей образования.
Профессиональную подготовку следует считать частью общесистемного подхода к изменениям в сфере образования. Основными условиями организации профессиональной подготовки являются:
- Педагоги специального образования должны приобрести новые знания и навыки относительно консультативной помощи, программы общеобразовательной школы, методов инклюзивного образования в классах и тому подобное.
- Программы подготовки учителей должны быть организованы на основе инклюзивных принципов.
- Специалисты по подготовке преподавателей должны понимать сущность инклюзивных методов обучения.
- Начальная подготовка и подготовка без отрыва от основного места работы должна предоставлять возможности для рассмотрения и обсуждения инклюзивных подходов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)