Социальная изоляция
Концепция социальной изоляции (или социального исключения, отторжения) сформировалась в развитых европейских странах как метод изучения и описания положения специфических групп населения. Появление ее обусловили политико-экономические и социологические теории прошлых лет. В общественный и научный оборот понятие «социальная изоляция» было введено французскими политиками и обществоведами. Оно достаточно быстро распространилось в большинстве стран Европы.
Социальная изоляция - это понятие, которое используют в настоящее время во многих странах для того, чтобы охарактеризовать современные формы социальных препятствий. Социальная изоляция касается процессов, при которых отдельные люди и целые сообщества людей систематически сталкиваются с ограничением их прав, возможностей и ресурсов (например, жилищные условия, трудоустройство, охрана здоровья, привлечение к общественной жизни, демократическое участие и т.д.), обычно доступных для других членов общества. Другими словами - это следствие многочисленных потерь, которые делают невозможным всеобъемлющее участие лиц или групп лиц (пожилых людей, лиц с инвалидностью, искателей убежища и других) в экономической, социальной и политической жизни общества.
Существуют другие толкования этого термина: социальная изоляция - это многосторонний процесс прогрессирующего социального разрыва, который изымает определенные группы и лиц из социальных отношений и учреждений и мешает им принимать полноценное участие в определенной законодательными и регулирующими нормами деятельности общества, в котором они живут.
Социальная изоляция людей с инвалидностью - это отсутствие условий для реализации их права на образование, трудоустройство, индивидуальную мобильность, охрану здоровья, участие в политической и общественной жизни, на доступ к ресурсам и услугам. Например, при определенных обстоятельствах причиной социальной изоляции для них может быть недоступность общественного транспорта, что не позволяет доехать до работы, места проведения тренинга, центра по трудоустройству, медицинского учреждения, развлекательного заведения.
Предметом либо грубых, либо почти незаметных форм социальной изоляции может стать любой, если он отличается в обществе. Это явление может коснуться каждого: общество, достигая новых технологических и экономических высот, поднимает на вершину одних людей, оставляя других позади. Люди, принадлежащие к непривилегированным и уязвимым группам или социальным меньшинствам, имеют высокий риск попасть в социальную изоляцию.
Социальная изоляция возможна по многим причинам, типичными из которых являются бедность, расизм, языковой барьер, недостаточная активность и уверенность человека.
В сообществах с социальной изоляцией слабое социальное взаимодействие ограничивает распространение информации о работе, политическую деятельность и общественные события. Многие социальные работники считают, что изоляция в сельской местности по крайней мере так же велика (если не больше), как и в городах. В сельской местности меньший доступ к товарам, услугам и учреждениям, и это осложняет жизнь во многих аспектах.
В некоторых странах концепция социальной изоляции закрепляется в правовых актах.
Венская декларация и Программа действий утверждают: «чрезвычайная бедность и социальная изоляция нарушают достоинство человека»; нужно принимать срочные меры для достижения лучшего понимания причин чрезвычайной бедности и их ликвидации - для того, чтобы отстаивать права бедных людей и положить конец социальной изоляции.
Европейский Союз признает социальную изоляцию как процесс, в ходе которого группы населения или отдельные люди «выталкиваются» на обочину общества, не имеют возможности в полной мере участвовать в общественной жизни вследствие своей бедности, отсутствия базовых знаний и возможностей или в результате дискриминации. Это отдаляет их от возможностей по трудоустройству, получения доходов, обучения, а также от социальных институтов и мероприятий. Социально-изолированные лица имеют ограниченный доступ к органам власти и участия в принятии решений, влияющих на их жизнь, и, соответственно, не имеют полномочий и возможностей принять участие в разработке и обсуждении таких решений.
В отчете Совета по вопросам социального развития Канады «Прогресс среди детей Канады» отмечается, что дети, которые живут в бедных семьях, имеют меньше шансов получить качественное образование, а также ограничены в возможностях оздоравливаться и отдыхать вместе с другими детьми. Дети, которые живут в постоянной бедности, имеют больше вероятности жить в «неблагополучной» семье, испытать насилие и жить с подавленными родителями. И все эти обстоятельства являются факторами риска социальной изоляции и потенциальной преступности.
Проблема социальной изоляции обычно связывается с проблемой равных возможностей, поскольку некоторые люди страдают от последствий изоляции больше других. В последние годы в университетах штатов Джорджия и Сан-Диего проводилось исследование возможной связи социальной изоляции с функциями мозга. Его опубликованные результаты показали, что изоляция может привести к ухудшению функционирования мозга и ослабить возможности принимать решения. Такие выводы подтверждают мнения, которые еще раньше высказали социологи. Изоляция может влиять на принятие наркотических веществ и совершения преступлений. Исследования, проведенные в Объединенном Королевстве Британии, отметили, что социально-изолированные люди совершают непропорционально большое количество преступлений. Социальная изоляция в значительной мере лишает человека ощущения «принадлежности», восприятия и признания. Социально-изолированные люди более уязвимы с экономической и социальной точек зрения; соответственно, они имеют ограниченный жизненный опыт.
В странах со свободной экономикой причины социальной изоляции связывались с экономическими и социальными факторами общества и неэффективной политикой правительства относительно услуг в этой сфере.
Большое значение имеет формирование культуры восприятия людей с инвалидностью как равных членов общества в общественно значимых сферах (власть, управление, производство, наука, финансовая сфера). Одной из важных предпосылок для привлечения людей с инвалидностью является создание для них возможностей вести независимый образ жизни и принимать участие во всех его сферах путем обеспечения им доступа наравне с другими к инфраструктуре, транспорту, информации и общению.
Противоположностью социальной изоляции является социальная инклюзия, или положительные действия, направленные на изменение обстоятельств и навыков, которые вызвали изоляцию человека от жизни общества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)